Интересна и необычна одежда казанских татар, которая сильно отличается от других Поволжских народов.
В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя (кулмэк) у мужчин и женщин и свободные шаровары c "широким шагом". Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением - изу. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Предпочтение оказывалось ярким тонам - желтому, зеленому, голубому, сиреневому. В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.
Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Особо оригинальными были женские головные уборы - вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка - калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и умения. Иногда на голову одевали покрывало, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом.
Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками, кистями - чулпами. Чулпы оттягивали косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.
В костюм казанских татарок входили узорные сапожки - ичиги. Материалом для них служили цветной сафьян, уже в древности они были настолько хорошо известны, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до сих пор называют "булгари". Подобное искусство мозаики по коже было известно лишь казанским татарам, оно уходит корнями в культуру древнетюркских степных кочевников.
Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто покрывалом. В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью-хасите, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женшину, чем увидеть ее.
Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.
Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских калфаков, мужских тюбетеек и каляпушей не раз получали золотые медали в Чикаго и Париже, расходились не только в городах России, но и в Азии и Западной Европе.
Сегодня традиционный татарский костюм существует в практике фольклорно-музыкальных ансамблей. Художники-модельеры создают образцы национальных костюмов для выставок и музейных экспозиций.