Основоположник реализма в русском сценическом искусстве, реформатор русского театра. До 1822 года, выступал в крепостном театре. С 1805 года на провинциальной сцене, с 1823 года на московской сцене. Утверждал просветительское, общественное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее. Добивался естественности игры, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, Щепкин во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Играл в спектаклях различных жанров, в том числе комедиях, комических операх, водевилях. Среди его знаменитых сценических созданий: Фамусов ('Горе от ума' А.С. Грибоедова, 1830), Городничий ('Ревизор' Н.В. Гоголя, 1836); образы 'униженных и оскорблённых' (Кузовкин - 'Нахлебник' И.С. Тургенева, 1862, и др.)
Осенью 1836 года Щепкин гастролировал в Казани. Тогда впервые на провинциальной сцене был поставлен "Ревизор". Спектакли прошли с большим успехом. В 1837-1841 годах Щепкин почти ежегодно один или с дочерью гастролировал в нашем городе.
Вновь построенный местный театр был одним из лучших в провинциальной России. Первые представления построенного каменного здания городского театра весной 1852 года ознаменовались выступлениями Щепкина с дочерью. В последний раз был в Казани в 1863 году проездом в Саратов.