ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - культура и искусство в Казани... Моя Казань - культура и искусство от информационно-развлекательного портала Казани Герб портала Моя Казань
   Культура и искусство / Известные люди нашего города / Царство Казанск...

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

 
Царство Казанское (вторая половина XV-XVII веков))
Подавление завоевателями сопротивления наcеления Казанского ханства
Создание центрального учреждения по управлению землями бывшего Казанского ханства
Политика христианизации в крае
Социальная политика в крае
Реклама
Ваша почта
 @kazan.ws
 
[Получить ящик]
Сервисы
Создай свой сайт
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама

Социальная политика в крае

   В ходе завоевания Казанского ханства и подавления восстания 1552--1557 гг. верхушка господствующего класса была, по существу, уничтожена или вывезена в Москву.Та часть из них, которая пошла на службу к московскому царю, сохранила свои привилегии.
   Одновременно с привлечением на службу части бывших казанских феодальных верхов царское правительство пыталось увеличить, пополнить сословие служилых татар как господствующего слоя за счет представителей средних слоев населения, выделяя им за службу поместья. Особенно активно этот процесс шел в 1570-1580-е годы. Это было ответом царского правительства на помощь части служилого сословия Казанского края в подавлении народных восстаний в эти годы.
   Чаще всего служилые татары получали в надел часть пашни и угодий из общей земли деревни, но известны случаи пожалования и целых деревень. Служилые татары получали 'за службу' не только земельные владения, но и 'бобровые гоны', 'бортные ухожения', 'перевозы' и др. После смерти служилого татарина его земля передавалась сыну не по наследству, а снова выделялась ему 'за службу'.
   Служилые татары (феодалы) делились на три группы. К первой принадлежала титулованная знать - князья, мурзы, имевшие большие привилегии, уходящие корнями еще в Казанское ханство. Это была небольшая группа, в Казанском уезде таких было всего 12 человек. Однако эти двенадцать фамилий владели почти 43% пашенной земли всех служилых татар. 26% сенных угодий и 42% леса. К ним примыкала группа, составлявшая 12% служилого сословия (28 фамилий). Это также был достаточно обеспеченный слой. Таким образом, высший слой составлял всего 17% всех служилых татар.
   Вторая группа (чуть больше пятой части всего сословия) имела средние поместные оклады. Основную же массу служилого населения (свыше 60%) составляли мелкие феодалы. Они имели земли в 3 раза меньше первых двух групп.
   Основной привилегией служилых татар было освобождение от выплаты ясака и поместное жалование. В поместное владение мелким служилым людям чаще всего давался его ясачный надел. К нему иногда добавлялся 'припуск' за счет ясачной земли деревни, что вызывало открытое недовольство ясачного населения и земельные споры. К началу XVII в. только в одном Казанском уезде 73 деревни были записаны за служилыми татарами. В левобережной части края было 200 поместий татарских феодалов.
   В итоге социально-экономического развития и политической линии, проводимой царским правительством, во второй половине XVI в. в целом сложилось сословие служилых татар. Эта социальная прослойка в дальнейшем стала верным оплотом царского правительства и в хозяйственном, и в военном отношениях. Так, в Ливонской войне (1558-1583) принимало участие большое количество татарских, марийских, чувашских, мордовских воинов. Датский посланник в Москве Ульфельд писал об участии в этой войне 25 тыс. легковооруженных татар, в составе которых были и представители других народов. Число татар в русской армии XVI в. доходило до 10% ее состава. Отряды служилых татар участвовали в борьбе против интервентов и в начале XVII в. Отряды средневолжской конницы всегда действовали под командованием русских воевод. Сотники, пятидесятники и десятники были как из татар, так и из представителей других народов Поволжья.
   Служилые татары использовались и на дипломатической службе в качестве толмачей (переводчиков), писцов, проводников. гонцов и посланников. Они составляли население татарской слободы Москвы. В Посольском приказе работала целая группа татарских переводчиков. Еще в 1567 г. Иван Грозный послал Ивана Петрова и казанца Бурнаша Ялышева с товарищами 'проведать неизвестные государства до Китая'.
   Сбор информации для русского посла в Крыму А. Ф. Нагого в 1563-1573 гг. осуществляли его помощники - служилые татары Сабан Рязанов, Нагат Сююндюков. Петр Ибоков и др. Байкрым Карманов. Байбир Таишев, Исенчюр Байкишев ездили в Казахстан и Среднюю Азию с целью укрепления связей с этими землями.
  Байбир Таишев в 1585 г. прибыл обратно в Москву с хивинскими и бухарскими послами, а в 1589 г. вторично поехал в эти страны.
   Для основной же массы населения была сохранена привычная форма повинности - ясак.
   Таким образом, сформировались две основные группы нерусского населения: служилые татары, которые в определенном смысле получали права, чем-то напоминающие права русского служилого сословия, и ясачные люди, которые должны были содержать феодальное государство, подвергаясь эксплуатации со стороны как местных феодалов, так и российского дворянства.
  Создание верной царскому правительству прослойки служилых татар было лишь одной из задач царя. Второй и основной было создание мощного слоя русского населения и дворянскою землевладения в крае, который был завоеван вовсе не для блага местного населения, а для удовлетворения нужд русского дворянства, которое мечтало о 'подрайской землице' Среднею Поволжья. И именно его интересы выражало правительство Ивана IV
   Испомещение русских служилых людей началось сразу же после присоединения земель Казанского ханства. В первую очередь это касалось Казани и близлежащих территорий.
   Неспокойная обстановка в присоединенных землях заставляла тех, кто были 'присланы в Казань на житье', селиться под защитой кремлевских стен. Уже в 1560-х гг. кремль был тесно застроен. В 1552 г. царь раздал ряд дворов и дворовых мест городе Казани (в крепости и остроге) дворянам (детям боярским). Пожалование в пределах только что завоеванной земли 'служилым людям' дворовых мест следует рассматривать как осуществление программы поощрения 'лучших слуг' -социальной опоры царя.
   Иван IV стремился заселить цитадель верными людьми. Это были Безсоновы, Безобразовы, Белкины, Кологривовы, Хитрово, Бокеевы, Телегины - представители группы дворян, которые ранее жили по западным городам, Именно из этой верной ему части дворянства формировались впоследствии кадры опричнины. Это не были крупные землевладельцы. Наиболее видным и испомещенных был Д. М. Плещеев, сын боярский, полковой воевода, казанский городовой воевода в 1553- 1554 гг., а позднее царский окольничий.
   Интенсивное заселение крепости поражает. Уже в середине 1560-х и. здесь было 150 дворов. Дворы давались в вотчину. Сохранились многие документы, говорящие о том, что дворы продавали, меняли, дарили монастырям.
   До 1555 года русское феодальное землевладение сельской местности не распространялось, слишком тревожной там была обстановка. С подавлением остатков сопротивления началась раздача земель в уездах. В первую очередь были розданы дворцовые владения бывших ханов, а также погибших или эмигрировавших феодалов.
  Однако постепенно в феодальные владения попадали и ясачные крестьяне. Уже в первые 15 лет после начала 'освоения' края более 1рети татарских деревень оказались в руках русских феодалов. Только в левобережной части было 700 русских помещиков. Этот процесс усилился во второй половине 1560-х ГГ., когда в связи с политикой опричнины в Казанский и Свияжский уезды был помещен целый ряд видных представителей феодальной знати Северо-Восточной Руси, оказавшейся в оппозиции или в опале у грозного царя. Одна за другой прошли две волны перемещения в Казанский край опальных представителей аристократии: в 1565 г. большая часть дворцовых сел и оброчных деревень в Казанском и Свияжском уездах была передана в поместное землевладение, в октябре 1566 г. произошло перераспределение земель.
   В результате вокруг Казани и Свияжска - основных политических центров края в 50-60-е годы XVI века - все земли оказались в руках царского правительства или его представителей.
   При наделении служилых людей поместьями местное население нередко сгонялось с лучших земель. Татарам запрещалось селиться близко к водным путям (у Волги и Камы), а также вдоль важнейших дорог.
   В 70-80-е гг. XVI в. продолжалось освоение земель российским дворянством. Начинается их проникновение во внутренние районы края, в малоосвоенные земли, соседствующие с 'Диким полем'.
   Этому способствовало возведение в 1670-е гг. укрепление засек по рекам Кубне и Карле, притокам р. Свияги. В 1573 1574 гг. были составлены 'Тетюшские книги', в которых описаны земли, отданные в поместное владение русским служил людям в районе Тетюшей.
   Русские дворяне получали поместья в крае, в основном, в период службы и теряли их после выезда из края. В результат часто происходила смена феодальных собственников, что отрицательно сказывалось на отношении к земле и зависимым людям.
   В Казанском крае к концу XVI века в руках служилого сословия находилось почти 66% всех земель.
   Широкое развитие получило церковное и монастырское землевладение. Церковные организации проявили большую активность в феодальном освоении края. Церквям и монастырям первую очередь раздавались земли, принадлежавшие ранее хана и мусульманскому духовенству. Царь удовлетворил просьбу Гурия дать новые вотчины: 'Из арских и ногайских и нагорных волостей пустых да гожих, сколько пригоже, оные возмите, а коли увидите, что мало оно, пишите ко мне, а я на дело доброе не пожалею и не откажу'.
   Таким образом, в этих районах царь проводил особую земельную политику. Правительство Ивана IV в центральных областях России ограничивало церковное и монастырское землевладение, здесь же оно поощрялось.
  Земли духовных феодалов заселялись русскими крестьянами, переселяемыми из центральных районов. Чтобы привлечь крестьян к переселению, для них строили дома и дворовые постройки, в которые вселяли переселенцев. Так, в середине 1560-х п. только на землях владык возникло 15 новых деревень и починков. Одновременно происходит смена татарских названий сел на русские. Основное количество земли в архиерейских владениях находились в пользовании крестьян, что говорит о невысоком распространении барщины в тот период, лишь часть земли обрабатывалась крестьянами 'на митрополита'.
   Кроме земель, принадлежавших непосредственно епархии, феодальная собственность на землю принадлежала монастырям. Два монастыря были основаны в первые годы после присоединения: в Свияжске. Почти одновременно возник Зилантов (Успенский) монастырь в Казани и Спасо-Преображенский в Казани и Богородицкий в Свияжске. В последующие десятилетия XVI века в крае формируется слой русского крестьянства. Прежде всего русских крестьян привлекало на свои земли православное духовенство путем предоставления льгот. Государственная власть ввела льготы и на дворцовых землях. Обычно новое население получало льготу от несения повинностей на три года. Кроме того, формирование этой группы шло путем самостоятельного переселения крестьян из центральных районов России в поисках земли, путем бегства их от растущего в центре страны феодального гнета. Особенно сильным был приток русского населения в конце XVI века - первой четверти XVII века. Увеличение количества дворов в населенных пунктах в середине XVII века приостанавливается. Писцовые книги называют среди переселенцев ярославцев, устюжан, астраханцев, суздальцев, арзамасцев, алатырцев и др.
   В составе русского крестьянства были и 'полоняники', попавшие в казанский плен до 1552 года и не пожелавшие выехать из края. Писцы специально отмечали, что полоняники 'живут в татарских и чувашских селах и в деревнях' вместе с 'новокрещены и с татары и с чувашею'. Пашни полоняников были 'не в розделе с татарскими и чувашскими пашнями, смесь по полосам'. После 1552 года нерусское население продолжало платить ясак, а русские крестьяне-полоняники с коренным населением.
   Таковы были изменения в социальной структуре края к концу XVI-началу XVII века. В целом они были сложнее, чем в центральных областях. Это объясняется переплетением социальных, национальных и других форм отношений, что было обусловлено политикой правительства по отношению к местным народам.
  

Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Интернет-радио
>
   
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru