19 апреля 2024

Отреставрированную картину с царицей Сююмбике выставили в Нацмузее РТ

в столице Республики Татарстан отреставрировали картину с изображением казанской царицы Сююмбике И семейства, которая датируется первой половиной XVIII века

в столице Республики Татарстан отреставрировали картину с изображением казанской царицы Сююмбике И семейства, которая датируется первой половиной XVIII века. Теперь Она доступна для просмотра в Национальном музее Татарстана в постоянной экспозиции, посвященной периоду Казанского ханства. Работа была доверена семейной паре Марии Носковой И Алексею Хохрякову, которые уже реставрировали для культурного учреждения портреты Ивана Грозного, генерал-губернатора Степана Стрекалова И др.

на полотне изображена сама Царица Сююмбике, ее сын Утямыш, военный И няня-кормилица. Мастера поведали, что Работа длилась В течение трех месяцев. Существенно осложнили задачу найденные на полотне две Этикетки, которые были приклеены щелочным клеем на лицо служанки. Планируется, что на них попала вода, Благодаря чего возникла химическая реакция, И лицо няни было утрачено.

" в живописи редко встречаются Этикетки с такими щелочными показателями. И благо, что мы знакомы с графическими методиками И техниками. Этикетки надо было удалить сухо. Еще задача стояла сохранить эти Этикетки. Под эту работу пришлось разрабатывать специальную методику ", - поведал Алексей Хохряков.

Чтобы восстановить лицо, реставраторам пришлось утихомирить красочный слой, после чего восстанавливать холст. Сами Этикетки оказались музейными, приблизительно 1930-х годов.

в настоящее время краски картины после удаления верхних загрязненных слоев стали более яркими. Полотно было помещено на новый подрамник, который реагирует на возможные изменения температуры И влажности. Его конструкция дает возможность регулировать натяжение холста в зависимости от изменения этих параметров.

" из-за ювелирной работе реставраторов, их колоссальному труду И тем новейшим техникам, которые были привлечены, мы имеем возможность насладиться И посмотреть эту картину ", - высоко проанализировали работу 1-ый зам. министра культуры РТ Юлия Адгамова.

Достоверно никто не знает, как именно выглядела Царица в реальности. Согласно нормам ислама, изображать людей И животных запрещено, по этой причине И создатель картины остался неизвестен. Но Есть догадки, ведь Это мог быть кто-нибудь из числа итальянских гвардейцев, которые служили При дворце Сююмбике. Планируется, что среди них имели вероятно быть хорошие художники, потому что сюжет портрета напоминает западноевропейские глубинные причины святого семейства.

у многих Всплавает вопрос о внешнем виде сына царицы, потому что тот одет в женскую одежду. Специалисты объясняют, что в те времена шла борьба за власть, в ходу были отравления И убийства, по этой причине наследника мужского пола надо было сохранить до возраста, когда он мог вступить на престол. Но тут Есть противоречие: мужчинам по исламу также нельзя носить женские платья.

Есть также версии, ведь Это не сын Сююмбике, а дочь от первого брака с Джан-Али или приемный ребенок.

Работники музея называют картину загадкой, потому что Полотно попало в Нацмузей РТ даже до Октябрьской революции от неизвестного человека с именем " Портрет татарского семейства " без каких-либо упоминаний о Сююмбике.

в татарских домах не было принято вешать картины с людьми, Но в XIX веке по стране шла европеизация, по этой причине для популяризации образа царицы в 1913 году была сделана хромолитография как бесплатное приложение к одному из журналов. Однако в тот момент шла Первая мировая война, И власти расценили Это как намек на разработку суверенного Казанского ханства И на связь с Османской империей. По этой причине весь тираж в тысячу экземпляров был отобран.

Это же изображение в 1914 году татарский просветитель Хади Атласи обнародовал в своей книге, посвященной царице.

Парсуна стала одной из трех посвященной популярной правительнице работ, которая хранится в Нацмузее РТ. При этом он также считается самым ранним. Всего же известно четыре картины этого сюжета, одна из них размещается в собрании муниципального объединения.

Царица Сююмбике была правительницей Казанского ханства в XVI веке как регент собственного сына. Она остается одной из наиболее известных женщин в татарской истории, героиней множества легенд И мифов.

Камила Вильданова

Источник: kzn.ru

 Copyright © "Моя Казань" 2001-2005. webmaster@kazan.ws