20 июня 2007

`Корсар` взялся за старое

ДЕЖАВЮ 21 июня в Большом состоится премьера "Корсара" -- последнего балета классического наследия, который до сих пор отсутствовал в репертуаре театра.

  ДЕЖАВЮ
  
  21 июня в Большом состоится премьера "Корсара" -- последнего балета классического наследия, который до сих пор отсутствовал в репертуаре театра.
  
  "Корсар", впервые поставленный в Парижской опере хореографом Жозефом Мазилье по мотивам поэмы лорда Байрона на музыку Адольфа Адана,-- классика, что называется, второго ряда. Уж слишком много перелицовок претерпел этот балет за полтора века, чтобы считать его хоть сколько-нибудь похожим на оригинал. Особо активно над ним поработали в России: одних композиторов, кроме Адана, наберется человека четыре, а балетмейстеров (начиная с вездесущего Мариуса Петипа), дополнявших хореографию своими номерами, и вовсе не счесть. Потому что именно этот эклектичный спектакль, в котором от Байрона сохранились разве что профессия героя да национальность героини, во все времена оставался кассовым хитом.
  
  
  
  
  В "Корсаре" соединялись эротизм Lido, аттракционы Дэвида Копперфильда и стерильная гармония классического балета. Там полуобнаженные рабыни в прозрачных покрывалах танцевали на восточном рынке перед сластолюбивыми покупателями и не менее сластолюбивыми зрителями; красавица героиня преображалась в мальчика-травести, исполняя знаменитый номер "Маленький корсар"; во дворце шаха били ароматной водой всамделишные фонтаны; пиротехническая буря в щепки разносила огромный корабль корсаров; кордебалет вышивал свои па среди цветников, разбитых прямо на сцене, и весь иерархический строй императорского балета -- от корифеек до первой примы -- проходил парадом в бесчисленных классических вариациях.
  
  
  
  
  Байронический балет сумел пережить Октябрьскую революцию, прикинувшись повествованием о борьбе свободолюбивых пиратских масс против гнета шахизма, но не выдержал разрухи и нищеты. Вслед за фонтанами, цветниками, жемчугами и бриллиантами к 1930-м годам со сцены исчез и сам балет. Балетный мир попытался сохранить танцы, хоть и трансформированные: так, знаменитое па-де-де неустановленного автора, кочующее по всем конкурсам, превратилось в демонстрацию трюковых достижений. В застойные 1970-е "Корсар" вернулся на сцену целиком, но неузнаваемым: советские постановщики превратили буйную развлекуху в пресное академическое действо, мало отличимое от своих классических собратьев.
  
  
  
  
  В новейшие времена на волне мировой моды на аутентизм "Корсар" всплыл вновь: в этом году в Мюнхене по случаю его постановки даже устроили международную конференцию с дискуссией, как и что возобновлять.
  
  
  
  
  У москвичей по этому поводу есть свои соображения. Ни реставрацией, ни даже реконструкцией они свое трехактное детище не называют -- от старинного спектакля осталось не больше половины. Однако балетмейстеры-постановщики -- одноклассники Юрий Бурлака и Алексей Ратманский -- постарались выудить все сохранившееся: от предоставленной Парижской оперой оригинальной партитуры балета до старинных костюмов Евгения Пономарева (эскизы нашлись в Петербургской театральной библиотеке). На сцену вернутся фонтаны, клумбы и многометровый корабль: художник Борис Каминский сочинил декорации в традициях академической сценографии XIX века. За старинную хореографию отвечает Юрий Бурлака -- главный московский пассеист расшифровывал текст дореволюционного петербургского спектакля по записям из Гарвардской театральной коллекции. А вот все пробелы -- и в танцах, и в мизансценах -- заполнит худрук Большого Алексей Ратманский -- разумеется, в стилистике Мариуса Петипа. Если такой гибрид окажется жизнеспособным, свой комбинированный метод авторы намерены использовать при возрождении других забытых спектаклей, в том числе и советского наследия.
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2005. webmaster@kazan.ws