16 августа 2008

Спасская ярмарка - спасение красотой

Спасская ярмарка в Елабуге должна стать не менее известной, чем знаменитые Славянский базар и Нижегородская ярмарка

  Спасская ярмарка в Елабуге должна стать не менее известной, чем знаменитые Славянский базар и Нижегородская ярмарка, - такую задачу ставят перед собой организаторы.
  И 'пробный шар' брошен весьма удачно: мастера из 37 городов страны съехались в Елабугу на первую всероссийскую Спасскую ярмарку, которая вчера вечером начала свою работу на территории Шишкинских прудов, возле Спасского собора. Сегодня состоится ее официальное открытие, пройдет также первый в истории города фестиваль колокольного звона, а в воскресенье елабужан и гостей, кроме ярмарочных рядов с произведениями декоративно-прикладного искусства, ждет большой звон-концерт.
  - Мы не успеваем разложить вещи, у нас их покупатели уже расхватывают, - с удивлением говорят продавцы, они же авторы выставленных на прилавки вещей. Вот такой интерес вызвала возрожденная ярмарка! Возрожденная потому, что в XIX - начале XX века здешняя Спасская ярмарка, проводившаяся в августе, была очень популярна в России. Сюда привозили одежду, кожи, обувь и меха, посуду, сукно, пуховые платки, конскую сбрую и прочее. Имеются сведения, что в 1873 году на ярмарку было привезено товара на 120 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги. Тогда в городе насчитывалось 715 купцов. По богатству и количеству людей торгового сословия Елабуга превосходила даже губернскую Вятку.
  Теперь для такой торговли существуют магазины, а вот мест, где можно купить сувениры и разные очаровательные вещи в стиле 'hand made', не так много. Нынче, спустя почти сто лет после прекращения ярмарок в их традиционном виде, заявили о своем желании приехать в Елабугу мастера из Ярославля, Суздаля, Мурома, Курска, Йошкар-Олы, Чебоксар, Саратова, Нижнего Новгорода, других российских городов и, конечно, из Татарстана. Эти умельцы представляют такие направления декоративно-прикладного искусства, как бисеро- и лозоплетение, керамика, художественная обработка камня, роспись по дереву и стеклу, чеканка, батик и многое другое. Мастера декоративно-прикладного искусства оказались в центре внимания, поскольку организаторы решили, что ярмарка должна служить развитию и сохранению исторического и культурного наследия, ремесел, народных художественных промыслов.
  Возродить этот торг решил коллектив Елабужского государственного музея-заповедника. Ярмарка призвана стать еще одной изюминкой исторического города, должна привлечь внимание общественности, туристов, бизнесменов. Идею поддержали Елабужский муниципалитет и Торгово-промышленная палата Набережных Челнов и Закамья.
  В одном месте можно увидеть произведения самых разных школ и направлений. Это изящные короба из бересты, не нуждающиеся в представлении гжель и хохлома, глиняные свистульки и игрушки, каменные картины, меховые изделия, шали и кружева: Разглядывать все это можно часами, а кроме того, и слушать мастеров - многие из них интересные рассказчики и о своем творчестве говорят с вдохновением.
  - Такую красоту воочию узрели, ведь раньше только по телевизору приходилось видеть! - восхищенно говорила одна из посетительниц ярмарки, разглядывая тончайшие елецкие кружева, сплетенные на коклюшках.
  И, конечно, сопровождается все настоящим ярмарочным многообразием: клоуны на ходулях, карусели, батуты, льющаяся отовсюду народная музыка, шум, гам, веселье: Ну все как и прежде, когда бой барабанов, звон колокольчиков на каруселях, яркие вывески, бойкие разносчики сладостей, зазывалы манили горожан, затягивая в пестрый ярмарочный хоровод. Тогда здесь выступали акробаты, танцовщицы, фокусники, повсюду разливали горячий, пахнущий медом сбитень, торговцы квасом черпали свой напиток из ведер кружками, из пышечных разносился запах свежеиспеченных плюшек, продавались мороженое и вафли, а за знаменитыми елабужскими пряниками с алым пояском специально приезжали постоянные покупатели.
  То же самое и теперь, только с поправкой на реалии XXI века. Дети гоняют на квадроциклах, едят шары сладкой ваты и пьют лимонад, взрослые вынуждены оставлять автомобили на соседних улицах (движение по соседству с Шишкинскими прудами, где идут народные гулянья, перекрыто) и пешком идти на ярмарку. А вот циркачи, факиры, танцовщики, торговцы с лотками и даже разъезжающая по историческим кварталам конная повозка - фаэтон - все это присутствует и помогает окунуться в атмосферу шумной ярмарки XIX века. Даже мастера одеты в народные или стилизованные костюмы.
  Сегодня здесь заработает Город мастеров, где туристы смогут своими руками смастерить или нарисовать что-нибудь под руководством опытных умельцев. А участники клуба военной реконструкции 'Улан' в течение дня будут демонстрировать фрагменты средневековой битвы на мечах. В перерывах вояки покажут зрителям, каким образом они изготавливают свои кольчуги и оружие.
  В пятницу мастера собрались за 'круглым столом', где под руководством директора Елабужского музея-заповедника Гульзады Руденко обсудили вопросы возрождения народных художественных промыслов. Здесь было отмечено, что декоративно-прикладное искусство создает среду обитания людей, дарит человеку его самоидентификацию. По мнению собравшихся, обезличивание этой среды, ее одинаковость - серьезная проблема, ведущая к изменению психологии.
  Повезло тем, у кого в детстве была старая деревня - деревянная ложка, глиняная крынка, запах пирога в печи - это все то народное, настоящее, что нельзя ничем заменить и что, к сожалению, уходит. Вернуть какие-то элементы может только декоративно-прикладное творчество. Большое дело - даже просто заменить у ребенка китайскую пластиковую игрушку на ту, что сделана с любовью, из природного материала чьими-то умелыми руками. Нужно предложить людям альтернативу, и это - поле деятельности для мастеров.
  Директор Дома дружбы народов Набережных Челнов Фарида Белецкая пропагандирует 'экологию души', которая начинается с экологии предметов. Она и ее друзья стараются носить льняную и хлопковую одежду, еду готовят в глиняной посуде - вкус совершенно другой, отмечает Фарида. Ну а чтобы таких 'добрых' предметов было больше, мастерам нужно не лениться. Существуют различные гранты, программы поддержки, в которых нужно участвовать - сегодня время активных действий, поиска, знакомств, и Спасская ярмарка уже сыграла в этом деле немалую роль, объединив умельцев из разных регионов страны.
  Каждый приехавший мастер оставит какое-то свое произведение в фондах музея-заповедника. Эта коллекция превратится в передвижную выставку. Кстати, расходы по проживанию мастеров в Елабуге взял на себя муниципалитет, кроме этого, по итогам ярмарки будут названы лучшие и им вручат призы.
  Ну а сегодня, как уже было сказано, состоится фестиваль колокольного звона, на который съехалось около 30 звонарей. Свое умение они покажут как на передвижной звоннице, так и на колокольне Спасского собора, где в прошлом году установлено 12 новых колоколов. Организаторы надеются, что ярмарка станет традиционной и послужит возрождению народных ремесел. Но это даже не главное, считает один из участников, Евгений Кацюцевич из Уфы:
  - Мы возрождаем этой ярмаркой увядшее чувство созерцания, а это основа величайших людских добродетелей - сопереживания и сочувствия, сказал он. - Глубоко сопереживающий человек не поднимет на другого оружие. Это чувство, которое толпу превращает в народ, а народ - в нацию.
  
  Автор статьи: Марина Сельскова
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2005. webmaster@kazan.ws