Начало революционных движений и распространение марксизма
В Казани фактически ни на один год не прекращалось общественное движение разночинно-демократической интеллигенции. В начале 70-х годов в городе особенно выделялся кружок Н. Я. Агафонова, в который входили К- В. Лаврский, В. И. Португалов, А. С. Гацисский, В. И. Малинин и др. Близки к кружку были Г. И. Успенский, Н. И. Наумов, С. С. Шашков, А. А. Рылов - рабочий Алафузовского завода. Тесную связь с этой группой демократов поддерживали А. А. Бирюков и А. X. Христофоров. Большинство членов этого кружка - бывшие студенты-разночинцы, активные участники общественного движения конца 50-х - начала 60-х годов XIX в. Они вели пропаганду демократических идей как на страницах 'Камско-Волжской газеты', так и в беседах с учащейся молодежью. Народническое движение стало распространяться в Казани и прилегающих к ней районах в связи с деятельностью главным образом народнических кружков Петербурга - 'Общества большой пропаганды' (М. Натансон, С. Перовская С. Кравчинский, П. Кропоткин, бывший ученик казанской гимназии Д. Клеменц и др.), кружка 'оренбурж-цев' (С. Голоушев, Л. Шиголев, С. Аронзон, Д. Аитов и др.) и кружка С. Ковалика. 'Общество большой пропаганды' развернуло активную работу по созданию и укреплению целой федерации кружков в различных городах Российской империи. Летом 1872 г. они через Н. А. Чарушина устанавливают связь с группой студентов Казанского университета и прежде всего с Евгением Овчинниковым - бывшим участником вятского кружка молодежи, а теперь - студентом-медиком. Он в том же году и организовал один из первых народнических кружков в Казани, куда вошли студенты университета и ветеринарного института (Вяткин, Вихорев, Голубев, Чугунов и др.). Первые шаги кружка носили революционно-просветительный характер; он распространял нелегальную литературу, вел пропаганду среди учащихся и местной интеллигенции. Революционные издания - произведения Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, А. И. Герцена, В. В. Берви-Флеровского, а также первые сочинения П. Л. Лаврова и М. А. Бакунина - казанские народники получали в основном из Петербурга и Москвы. Изучение дешифрованных в III отделении некоторых писем революционеров показывает, что Е. М. Овчинников был связан с известными народниками К. В. Аркадским и П. И. Войнаральским, которые принимали самое активное участие в работе типографии И, Н. Мышкина, где печаталась в 1874 г. запрещенная литература. В Петербурге Е. Овчинникова стали постепенно считать вполне надежным человеком. Осенью 1872 г. у него побывал известный народник С. Синегуб (член кружка М. Натансона), он несколько раз бывал на собраниях казанского народнического кружка и даже составил для него реферат по политической экономии Миля. К Е. Овчинникову и направился видный революционер С, М. Кравчинский, спасаясь от ареста после пробного 'хождения в народ' в конце 1873 г. В Казань он приехал в январе 1874 г., жил здесь полтора месяца, обучался сапожному делу, готовясь к новому сближению с крестьянами. Он привез с собой и нелегальную литературу. Благодаря таким связям казанские революционеры-народники стали впервые знакомиться с произведениями К. Маркса и документами I Интернационала. Часть этих материалов и, в частности, работу К. Маркса 'Гражданская война во Франции' привез в Казань в августе 1873 г. студент Петербургской медико-хирургической академии И. И. Гауэнштейн (активный деятель 'Общества большой пропаганды'), который еще весной 1872 г. по поручению своей организации побывал в Цюрихе для изучения организационных принципов Интернационала и установления связей с русской эмиграцией. По аналогичным каналам в Казань проникли 'Капитал' и издания Русской секции Международного Товарищества Рабочих. Знакомство с марксистской литературой еще не означало перехода народников на позиции марксизма, но безусловно имело определенное значение для развития передовой общественной мысли у разночинной интеллигенции. Резкий подъем в истории революционного народничества произошел весной и летом 1874 г., когда передовая демократическая интеллигенция двинулась 'в народ'. Одни революционеры шли в народ, чтобы познакомиться с его взглядами, другие занимались пропагандой, третьи стремились поднимать крестьян на бунты. В эти напряженные месяцы на территории Казанской, Оренбургской, Пермской и других губерний Поволжья и Урала развернула деятельность группа народников из Петербургского кружка 'оренбуржцев'. В конце июля 1874 г. в Казань приехала член этого кружка М. И. Веревочкина. Посещая близлежащие деревни Соколики, Пьяный Бор и другие, она пыталась узнать настроение крестьян, вела беседы об их тяжелом положении. О своих впечатлениях от знакомства с крестьянами она сообщала в письмах к С. Голоушеву и Л. Щеголеву. В Казани побывал также активный 'голоушевец' С. Аронзон, который распространял нелегальную литературу. В конце мая 1874 г. в Казань заехал С. Ковалик- один из видных деятелей революционного народничества, который организовал опорный пункт у студентов Е. Овчинникова и П. Иорданского и оставил им для переписки шифр. Сам Е. Овчинников вел пропаганду среди крестьян д. Осиновки. К осени 1874 г. многие участники 'хождения в народ' были арестованы. Были разгромлены также кружок 'оренбуржцев' и казанская группа 'Общества большой пропаганды' во главе с Е. Овчинниковым. В конце 1876 г. в Казани сложился новый кружок народнического направления, куда вошли Е. Ф. Печор-кин, С. Мышкин, П. А. Голубев, С. Вершинина, М. Мыш-кин, Л. Квашнина-Лойко. Большое влияние на взгляды членов кружка оказали произведения Лаврова. Кружковцы вели активную революционную пропаганду среди студенческой молодежи и сельского населения ряда деревень Казанской губернии. Более того, они в 1877-1878 гг. установили связи с рабочими Алафузовской фабрики, объясняя им задачи и перспективы революционного движения в России. Борьба революционных народников особенно активизировалась в период революционной ситуации конца 70-х - начала 80-х годов. В эти годы развернула свою деятельность партия 'Народная воля', которая установила связи с революционными группами Казани, Саратова, Вятки, Перми и других городов Поволжья и Урала. По инициативе и под влиянием 'Народной воли' возникает крупная Казанская народническая организация, оставившая заметный след в развитии революционного движения во всем Волжско-Камском крае. В 1880 г. члены этой организации студенты университета В. Ф. Казаков и В. А. Померанцев создали ее филиал в Перми, который основное внимание в своей деятельности уделял пропаганде среди рабочих. Связи с рабочими систематически поддерживали и казанские революционеры-народники. Так, на алафузовских предприятиях вели работу Е. Ф. Печоркин и некоторые из членов его группы, куда входили Чарушников, Голубев, Мышкин, Вершинина и другие. Новое направление в пропагандистской деятельности вызывало острую потребность в соответствующей литературе. Любопытно то, что в поисках материала для пропаганды среди рабочих народовольцы Казани, сами не являясь марксистами, обращаются прежде всего к научному социализму, произведениям Маркса и Энгельса. В 1883 г. они издают на гектографе брошюру участника одного из казанских народовольческих кружков А. Н. Баха 'Царь-голод'. Автор (впоследствии крупный советский ученый) популярно пересказал 'Капитал' К. Маркса, ярким и страстным языком обличал существующий строй, вызывал у читателя ненависть не только к царизму, но и к капитализму. Более того, Бах ясно показал, что в России уже господствуют капиталистические отношения. По своим политэкономическим взглядам автор брошюры стоит выше, чем народники. Свое произведение он посвящает главным образом рабочим, пишет прежде всего об их жизни и страданиях.