Творчество заслуженного деятеля искусств Татарстана и России, лауреата Государственной премии им. Г.Тукая Алмаза Монасыпова - значительное явление в современной татарской музыке.
Алмаз Закирович Монасыпов родился 11 июля 1925 году в Казани. В детстве и юности занимался по классу виолончели у преподавателя Р.Л. Полякова в казанской музыкальной школе и училище. В 1943 года Монасыпов был призван в ряды Советской Армии, после войны поступает в Казанскую консерваторию, которую завершает дважды: по классу виолончели у А.В. Броуна, по классу композиции у А.С. Лемана. В студенческие годы им был написан также ряд камерно-вокальных и инстру-ментальных сочинений. С 1959 года А. Монасыпов - дирижер Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, а закончив в 1964 году аспирантуру, преподает в Казанской консерватории на кафедре композиции. С 1972 года А. Монасыпов живет в Москве.
Основной сферой приложения творческих сил для А. Монасыпова стала композиция. Привлекают внимание первые опыты вокальных сочинений А. Монасыпова, плодотворно развитые в последующие годы. Среди его вокальных сочинений можно встретить песни патриотического содержания, детские песни, лирические романсы.
Масштабно и значительно симфоническое творчество А. Монасыпова. Он написал четыре симфонии. Начиная с Первой симфонии, ее остро конфликтными коллизиями, а затем и Второй симфонией, названной симфония - поэма "Муса Джалиль", композитор смело обращается к художественно значительным, порой трагедийным концепциям, утверждая силу близких нам гуманистических идеалов.
Заложенные в вокальном и особенно симфоническом творчестве А. Монасыпова тенденции ярко проявились и в его вокально-симфонической поэме "В ритмах Тукая".
А. Монасыпов создал новые жанры в национальной музыке: симфонию-поэму, симфонию-драму, вокально-симфоническую поэму. А. Монасыпов - композитор, который находится в постоянном поиске, стремясь отразить в своем творчестве сложный мир современной эпохи.