ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - культура и искусство в Казани... Моя Казань - культура и искусство от информационно-развлекательного портала Казани Герб портала Моя Казань
   Культура и искусство / Известные люди нашего города / Царство Казанск...

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

 
Царство Казанское (вторая половина XV-XVII веков))
Подавление завоевателями сопротивления наcеления Казанского ханства
Создание центрального учреждения по управлению землями бывшего Казанского ханства
Политика христианизации в крае
Социальная политика в крае
Реклама
Ваша почта
 @kazan.ws
 
[Получить ящик]
Сервисы
Создай свой сайт
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама

Политика христианизации в крае

   Проводя политику укрепления своего господства в крае, правительство Ивана Грозного стремилось ослабить национальное и классовое единство народов Среднего Поволжья. Этому способствовала политика христианизации края. После завоевания Казани представители господствующих слоев были взяты в плен и вывезены из края. По сообщению Новгородской летописи, Иван IV 'царя казанского и его улан и мурз к Москве привел'.
   Основной массе насильно вывезенных татар было предложено креститься: 'давали диаки по монастарем татар, которые сидели в тюрмех и захотели креститесь; которые не захотели креститесь, ино их метали в воду'. Христианизация представителей верхов Казанского ханства имела цель создать послушную прослойку среди служилых казанских татар.
   Иван Грозный хорошо понимая, какую мощную поддержку он получит в лице духовенства, в своем официальном выступлении после возвращения в Москву отметил необходимость проведения христианизации в крае. С этой целью сразу же после казанского похода в 1552 году правительство начинает щедрые раздачи земель крупным монастырям. В самый разгар вооруженной борьбы в непокорном крае (в 1555 г.) был создан крупный церковный орган управления - епархия. Первым архиепископом в ней стал Гурий, которому устроили торжественные проводы в Казань. В ведении епархии отошел весь завоеванный край. По мере расширения границ на юг и восток под ее влияние подпадали и эти земли.
   В крае началось создание системы церковных организаций - церквей и монастырей. Строительство первых церквей началось во время 'казанского похода'. Как известно, в 1551 году в Свияжске была возведена Троицкая деревянная церковь.
   4 октября 1552 года во время торжественного въезда в город (в первый раз после взятия города царь побывал в нем 2 октября) после того, как 'город Казаньский вычистили от множества трупия мертвых', царь водрузил в крепости крест и 'обложил' (т.е. заложил) 'своим руками царьскима' храм Благовещения, участвовал в крестном ходе 'по стенам градским'. 6 октября царь снова присутствовал на освящении деревянной церкви Благовещения. Все это показывает, какое большое значение церкви в политике русификации придавал царь в последующем управлении Казанским краем.
   Вместе с Гурием в Казань были направлены мастера, которым поручалось возведение церквей. Среди них были и знаменитые зодчие XVI века Иван Ширяй и Постник Яковлев. За полтора последующих века в крае было возведено почти 300 церквей. В 1589 году русская митрополия была преобразована в патриаршество, одновременно четыре наиболее крупные епископии получили статус митрополии, в том числе - казанская. Главой церкви в Казанском крае стал митрополит. Для решения важнейших церковных дел с 1565 года собирался в Казани Собор. Текущие дела вели казенный и судебные приказы и целая иерархия церковных служителей.
   Царь поставил перед Гурием задачу - укоренить христианство среди нерусских народов. В грамоте архиепископу он указывал на необходимость проведения очень тонкой гибкой политики, используя все возможности, не исключая и обман. Во всей политике христианизации было сочетание прямого насилия с ханжеством.
   Гурия на посту архиепископа сменил Герман, убитый в Москве во время опричнины как ее противник. Мощи его позднее были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский собор. Его преемником в Казани стал Гермоген, бывший выходцем из посадских людей. Первые известия о нем относятся к 1579 году. Будучи священником Гостинодворской церкви в Казани, он 'обнаружил' на пепелище после пожара в городе 'несгораемую' икону Божьей матери. С сообщением об этом чуде он ездил в Москву. Здесь в 1587 году принял постриг в Чудовом монастыре. Через два года возглавил казанскую епархию, а затем митрополитию. Прослужил в Казани 17 лет. При его митрополитстве вокуг могил первых казанских архиреев начинают твориться 'чудеса'. Епархия добивается объявления церковью Гурия святым.
   Свою политическую программу Гермоген изложил в послании к правительству, где подвел итоги полувековой деятельности своих предшественников и предлагал меры по усилению политики христианизации нерусских народов Среднего Повожья. Предложения Гермогена стали руководством по христианизации на целое столетие. В 1591 году он вынужден был признать, что христианство не получает широкого распространения среди 'инородцев'. Он разрабатывает программу насильственного внедрения православия. Крестившихся предлагалось перевести в особые слободы, изолировать от неправославных, у становить контроль за соблюдением крестившимися 'инородцами' христианских обрядов, чтобы веру 'держали крепко и в церкви ходили, и в домах своих образцы держали, и попов в домы свои призывали'. Правительство царя Федора Ивановича приказало уничтожить все мечети в Казани и 'впредь татарам мечети единолично ставити не велети'. Русским людям запрещено было жить у иноверцев, вступать с ними в брак. Непокорных было приказано сажать в тюрьму.
   В историю нашего края Гермеген вошел как ярый проводник политики насильственной христианизации. Именно в соответствии с его программой были усилены экономические меры для осуществления христианизации.
   Крестившиеся 'инородцы' были поставлены в более благоприятные условия по сравнению с неправославным населением. Часть яаска с крестившихся перекладывали на некрещеных. Поместные земли новокрещен запрещено было предавать некрестившимся родственника, что заставляло последних под угрозой потери земли принимать крещение.
   Под давлением этих экономических мер часть служилого класса нерусских народов принимала крещение с целью сохранить свои права на землю и зависимое население. Трудовое население принимало крещение с целью хотя бы на какое-то время ослабить феодальный гнет.
   Каковы были итоги распространения христианства за полвека после завоевания? В писцовой книге 1603 года есть сведения о том, что из 230 хозяйств служилых татар, описанных в книге, 145,т.е. более половины, принадлежали нокрещенам. Часто христианство принимали формально. Есть свидетельства в документах, что 'иноверцы' 'никакой святыни после крещения не восприняли, и детей своих по заповеди божей не крестили ж., а иные в поганой вере своей живут'. Нередко уже следующее поколение нокрещенов носило нерусские имена. Население сопротивлялось политике христианизации. В ответ православное духовенство и царская администрация принимала решительные меры: приказывала вырубать священный языческие рощи (среди мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей было немало язычников), разрушать мечети. Царская грамота гласила: 'а которые новокрещены христианские веры крепко держати и поучение митрополита и отцов духовных слушати не учнут, и вы б тех велели смиряти, в тюрьму сажати, и бити и в желези и в чепи сажати'. Так, население оказалось не только под феодальным, но и под религиозным гнетом.
  

Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Интернет-радио
>
   
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru