Дату возникновения группы "Заповедник" определить сложно. Ее основы были заложены в 1997 году, когда Михаил Люлинский, небезызвестный в городе Казани любитель джаза, предложил четырем студентам физического факультета Государственного Университета объединиться в джазовый ансамбль. Этими студентами были Тимур Мустафин (труба), Юрий Кувшинов (тенор-саксафон) и два Андрея: Бондаренко и Бережнов (ф-но и гитара). С ритм-секцией долгое время была большая проблема, и она менялась довольно часто. А еще чаще ее и вовсе не было, как впрочем, и крайне ненадежного тенор-саксафониста. Так что первый концерт состоялся в качестве трио. Изначально группа работает на ниве доброй старой джазовой музыки образца сороковых годов. Но этому препятствует все, что может препятствовать. Сначала группа лишиется саксофониста. Затем тяжелым недугом подкашивается Тимур. В ожидании выздоровления последнего, стиль группы незаметно, но кардинально меняется. Выкарабкавшийся же из своих стационаров, Тимур возвращается уже в ансамбль, играющий арт-рок,совершает фантастический переход с трубы на бас (!), и совершенно неожиданно обнаруживает здесь свое подлинное призвание. Уже через месяц (в июне 1998-го) группа записывает свой первый студийный альбом. Событие с большой буквы в истории группы происходит осенью 1998-го года, когда на пробы барабанщика (пробовались с дюжину барабанщиков, но редко кто выдерживал сложные нецелые размеры исполняемых произведений) в группу приходит Тимур Ибатуллин и привлекает за собой молодого, вне всяких сомнений талантливого саксофониста Евгения Лейдера . 1998 год. 3-е место на конкурсе независимых коллективов города Казани. Лето 1999 года. Цикл из трех программных, но так и не получивших названия концертов (просто "Концерты 1, 2 и 3"). До последних пор группа играла исключительно инструментальную музыку, но участвуя в Пущинском фестивале 2000, "Заповедник" пользуется услугами известной в Казани и за ее пределами певицы Юлии Зиганшиной. Сентябрь 2000 года. Группа осуществляет новый крупный проект, музыкальное представление "Играющие люди". Это новая веха в истории группы. Сейчас музыканты уделяют все большее внимание театрализации сценического действия, связывают номера общей сюжетной линией, привнося тем в музыку концептуальность и зрелищность, без которых немыслим подлинный арт-рок.