В библейскую эпоху евреи пользовались лунным календарем, начиная отсчет нового месяца с появлением в западной части небосвода молодого серпа луны. Из Талмуда следует, что частично названия месяцев еврейского календаря заимствованы у вавилонян, обладавших обширными познаниями в астрономии. Год состоит из следующих месяцев: тишрей (сентябрь-октябрь по григорианскому календарю), хешван октябрь-ноябрь), кислев (ноябрь- декабрь), тевет (декабрь-январь), шват (январь-февраль), адар (февраль-март), нисан (март-апрель), ияр (апрель-май), стан (май-июнь), тамуз (июнь-июль), ав (июль-август), элул (август-сентябрь). Как известно лунный календарь не совпадает с солнечным. Действующий в Израиле и поныне лунно-солнечный календарь образован добавлением каждые три года тринадцатого месяца. Для определения начала праздников началом суток считается не утренняя заря и не полночь, а окончание заката. И ныне повсеместно суббота и праздники начинаются с заходом солнца, а кончаются на следующий вечер с появлением на небе первых трех звезд. Дни недели, кроме субботы, имеют порядковые номера - день первый, день второй и т. д.
Иудаизм
Название праздника
Дата празднования
Событие или догматическая идея, лежащая в основе праздника
Характерные черты культового и бытового празднования
Рош-га-Шана
1-2 тишрея
Иудейский праздник нового года по лунному календарю, В этот день выносится человеку приговор на год вперед
В этот день в синагоге звучит трубный рог - пюфар, призывая людей обращаться к Богу. Последующие 10 дней предназначены для самопознания и раскаяния. Принято есть яблоко, макая его в мед, и желать всем доброго и радостного года.
Йом-Киппур
10 тишрея
Судный день. День прощения Богом прегрешений, совершенных каждым человеком перед Ним. День взаимного прощения людьми друг друга.
День поста, продолжающегося от захода солнца накануне и до появления звезд на исходе праздника. Верующие проводят весь день в синагоге без приема пищи.
Суккот (кущи)
15-21 тишрея
Праздник Кушри (шалаша) посвящен завершению сельскохозяйственного года, а также памяти о странствиях евреев по пустыне после исхода из Египта, когда "жили сыны Израиля в шатрах своих".
Совершается особая молитва над этрогом, плодом семейства цитрусовых, похожим на лимон и лулаловом, пучком веток из пальмы, мирта и ивы. Во дворах домов или синагоги строятся импровизированные ШАЛАПЫ (куща или сукка), сквозь кровлю которых должно быть видно небо. В зависимости от климата в них совершают трапезу и даже спят в них.
Симхат-Тора
23 тишрея
Праздник "радость Торы". В этот день завершится годовой цикл чтения Торы (Пятикнижие Моисея) и начинается новый цикл чтений.
Молитвенная служба сопровождается большим ликованием и завершится ходом вокруг синагоги с песнями и танцами.
Ханука
25 кислева - 3 тевета Праздник длится 8 дней.
Праздник Освящения. В память победы евреев против Селевкидов (II в. до н. э.) Иерусалимский храм был очищен от языческой скверны и в нем снова был зажжен семисвечник.
Во все дни праздника в домах и синагоге на восьмиевечнике (ханукия) зажигают свечи, начиная с одной в первый день праздника и прибавляя в каждый последующий день по одной свече. На самом деле девять свечей, поскольку одна свеча выполняет роль "служки", с ее помощью зажигают все остальные. На праздник принято дарить детям игрушки или давать деньги.
Ту Бишвят
15швата
Праздник нового года деревьев.
Сопровождается посадкой деревьев.
Пурим
14 адара
Пурим, т.е. жребий. Праздник установился в честь спасения Богом еврейского народа от геноцида в Персидском царстве через Мардохея и Эстер (Есфирь) за 900 лет до н.ч.
День накануне праздника - постный. В самый день праздника в синагоге читается Книга Эсфири (Свиток Эстер). При упоминании имени Амана (главного советника персидского царя Аргаксеркса) каждый присутствующий шумит трещоткой и топает ногами. В семьях принимают гостей, обмениваются подарками, фруктами
Лесах
15-22 нисана
Празднуется "исход" (т.е. освобождение) евреев из египетского плена под руководством пророка Моисея.
В течение всех дней праздника полагается принимать в пищу вместо хлеба мацу - пресные лепешки. Устраиваются коллективные трапезы - пасхальный сейдер. Наиболее значительными являются первые и последние два дня праздника
Швуэс (Шавуот, Пятидесятница)
6-7 стана
Праздник в память дарования еврейскому народу Богом через пророка Моисея "закон а", т.е. Десяти Заповедей, спустя семь недель после "исхода".
Тиша Беав (День траура)
9 Ава
В воспоминание о разрушении Иерусалимского храма сначала вавилонским царем Навуходоносором в VI в. до в.ч., а затем - римлянами в I в. н.э.
Читается "Плач Иеремии" -книга Библии. День постный.