ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История РТ / Развитие культу...

РЕСПУБЛИКА

 
Развитие культуры в XVIII веке
Просвещение в Казанской губернии
Литература в XVIII века
Музыка и театр в XVIII веке
Реклама
интернет-магазин "Все Стулья.ру"
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Просвещение в Казанской губернии

   Рост и укрепление государства, развитие мануфактур и торговли требовали подготовки чиновников и грамотных людей для производства. Зарождение светского образования было одной из ярких черт в культурной жизни края этого столетия. С открытием Адмиралтейства и необходимостью подготовки грамотных работников для постройки судов была открыта первая 'цифирная' школа (1718). В нее для обучения принимались дети духовенства. Дворяне своих детей в такие школы не отдавали, а крестьянские не принимались. Обучали здесь 'цифири и геометрии', т.е. тем дисциплинам, которые были необходимы работным людям в адмиралтействе.
  Духовенство добивалось, чтобы их дети обучались отдельно. В 1722 году вышел указ, в соответствии с которым через год митрополит Тихон завел в Казани при владычьем дворе школу, где обучали букварю и славянской грамматике. В те времена даже детей духовенства для этой школы приходилось собирать при помощи рассыльных и приставов. Так, например, в 1726 г. собрали 70 детей церковников.
  Школа не раз закрывалась из-за недостатка средств, а ученики распускались. В эту школу стремились принимать мальчиков из нерусских народностей, чтобы готовить из них священников для крещеных 'инородцев'.
   В 1732 г. архиепископ Илларион открыл при Зилантовом монастыре славяно-латинское училище при покровительстве Киевской академии, откуда были присланы преподаватели - Василий Григорович (при пострижении Вениамин, будущий казанский митрополит) и Стефан Главацкий. Через 6 лет училище было переведено в специальный дом недалеко от Петропавловского собора и преобразовано в семинарию. Уровень преподавания в ней был высок. Современники приравнивали ее к Московской и Киевской духовным академиям. Официальный же статус Академии она получила в 1797 году. Академия в Казани просуществовала по 1918 год.
  В 1758 г. по указу Сената в Казани была открыта первая России провинциальная гимназия для обучения сыновей дворян - разночинцев.
   Гимназия находилась в ведении Московского университета, где был разработан устав гимназии. Из Москвы же сюда были направлены первые учителя и директора. Так, первым директором стал асессор Московского университета М. И. Веревкин. Он сыграл большую роль не только в становлении гимназии, но и оживлении культурной жизни Казани тех лет. Ему принадлежали инициатива преподавания в гимназии татарского языка. В сентябре 1759 г. он писал в рапорте в Московский университет: 'Здешний город есть главный целого царства татарского национального диалекта. Не повелено ли будет завести при гимназиях класс татарского языка. Со временем на оном отыскиваемы быть могут многие манускрипты: правдоподобно, что оные подадут некоторые может малый свет в русской истории'. Как видно из письма, Веревкин обосновывал необходимость преподавания татарского языка научными целями. Потребовалось десять лет для реализации задачи создания 'татарского класса'. В 1769 год вышел указ об учреждении при Казанской гимназии для желающих класса татарского языка. При этом ставилась цель подготовки чиновников для работы в восточных районах страны, переводчиков на таможнях и в государственных учреждениях Поволжья и востока страны.
   Учителем нового предмета был назначен переводчик казанского адмиралтейства Сагит Хальфин, бывший депутатом Уложенной Комиссии в 1767 г. Ему был официально присвоен чин губернского переводчика. Он и его дети освобождались от уплаты податей. Сагит Хальфин проработал в гимназии 16 лет. Дело его продолжили сыновья Исхак и Исмагил, а также внук Ибрагим.
  Сагит Хальфин написал и в 1778 г. издал 'Азбуку' татарского языка на арабском шрифте. Ею пользовались не только Казани, но и в школах Уфы и Астрахани, а также переводчик при государственных учреждениях. В 1785 г. он завершил большую работу - 'Татарский словарь и краткая татарская грамматика в пользу обучающихся при казанских гимназиях юношества татарскому языку'. Словарь состоял из двух книг, содержал более 20 тысяч татарских слов и их перевод на русский язык. К сожалению, этот уникальный труд не был опубликован. Таким образом, в казанской гимназии работала целая династия талантливых преподавателей и ученых-филологов Хальфиных, сыгравших немалую роль в культурном сближении русских и татар. При гимназии постепенно была создана база для открытия в самом начале следующего века 'Азиатской типографии' (1802 г.), где печатались книги арабским шрифтом.
   В день открытия гимназии в 1759 г. в ней было всего 14 учеников, к концу первого учебного года их стало 25, а в следующем году обучалось уже 120 мальчиков. Численно преобладали дети разночинцев. Сначала гимназия размещалась в двухэтажном деревянном доме, арендованном у частного лица. Затем городские власти купили у одного из помещиков большой дом для гимназии. Дом стоял на окраине города возле Арского поля (ныне угол улиц Жуковского и К. Маркса). Во время взятия Казани пугачевцами в 1774 г. гимназия полностью сгорела. Пришлось временно ее поместить в Старой Татарской слободе, которая почти не пострадала от пожаров. Через год ее перевели в бывший губернаторский дом на Черном озере, а затем на Воскресенскую улицу в здание, которое сегодня составляет восточную часть главного университетского корпуса.
   Гимназия содержалась на средства Московского университета, который не очень заботился о ее материальном положении. М. Веревкин вынужден был не раз ходатайствовать перед руководством университета о своевременном выделении средств. Чтобы прокормить учеников, он вынужден был обращаться к родителям и родственникам 'присылать припасы натурою'. Вместо благодарности он 'навел на себя недовольство начальства cей мерой'. Был фактически отстранен от должности и отозван в Москву. Вместо него директором был назначен профессор Д. В. Савич. Дворяне забирали своих детей из гимназии, желая избавить их 'от дурного товарищества' с разночинцами. Гимназия переживала тяжелые времена: то открывалась, то закрывалась. Положение ее несколько улучшилось при директоре Ю. И. фон Капице. Юлий Иванович фон Каниц был дворянином по происхождению. Обучался в кадетском корпусе в 1744 1751 и . Служил секретарем юстиц-коллегии Эстляндских и Лифляндских дел. В 1762 г. был удостоен чина надворного советника. В 1764 г. назначен директором Казанской гимназии. За заслуги в 1779 году произведен в коллежские советники. Скончался в Казани в 1781 i. Он обратил на себя внимание Екатерины II в 1767 г. при посещении ею Казани. Верноподданнически проявил он себя во время пугачевскою восстания, взяв на себя оборону одного из участков юрода. Был серьезно ранен, удостоен царской награды. Во время его директорства число учеников снова возросло до 125 человек. Возобновились при гимназии театральные представления, на которых присутствовала вся городская знать и высшие церковные иерархи.
   Однако после его смерти в 80-е годы гимназия вновь пережила кризис. Дело в том, что в 1785 г. гимназия перешла в ведение казанского приказа общественного призрения. Влияние Московского университета прекратилось. А в 1788 году из-за недостатка средств она вообще была закрыта. Казанское дворянство ходатайствовало о ее возрождении, что удалось сделать только через десять лет. Воспользовались приездом в Казань императора Павла I в 1798 г., который дал указание 'возобновить 1им-назию'. Инспектором гимназии был назначен преподаватель петербургской учительской семинарии Илья Федорович Яковкин, затем долгое время руководивший гимназией.
   В числе первых учеников возобновленной гимназии были дети известных фамилий казанских дворян Княжевичей, Безобразовых, Перевощиковых, Панаевых, Аксаковых, Геркен, Манасеиных, Бутлеровых и др. Многие из них позднее прославили гимназию.
   Среди тех, кто учился в гимназии в XVIII веке, были поэт Г. Р. Державин; сын первого директора Михаила Веревкина затем храбрый генерал, прославившийся в сражениях па Кавказе, особенно отличившийся при взятии в 1791 г. Анапы; статс-секретарь Екатерины II и член государственного совета В. С. Попов; министр финансов России А. Княжевич; попечитель Казанского учебного округа Е. Грубер; попечитель Одесского учебного округа Д. Княжевич; статс-секретарь В. Панаев и др. Позднее, в первые годы следующего столетия, здесь получили образование ученые и ректоры Казанского университета геометр Н. И. Лобачевский, астроном И. М. Симонов, профессора университета В. Перевощиков, Кайсаров, В. Тимьянский, в конце первой четверти XIX в. директором гимназии был известный романист И. И. Лажечников.
   Павел I приказал передать Казанской гимназии богатую библиотеку князя Потемкина, вывезенную из Новороссийска. Затем она пополнилась значительным собранием книг выпускника гимназии Сергея Полянского, друга Вольтера.
  В самом конце столетия в гимназию был принят Сергей Аксаков, будущий известный русский писатель. В своих воспоминаниях 'Гимназия' он ярко рисует жизнь гимназистов, дает характеристики преподавателям.
   Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе. Отец принадлежал к небогатой, но старинной дворянской семье, а мать была дочерью заместителя наместника Уфимского края. Девяти лет Сергея привезли в Казань и определили в гимназию казеннокоштным пансионером. Гимназисты не только учились, но и жили в гимназии. Занятия в гимназии проходили с восьми до двенадцати утром и с двух до шести после обеда. Гимназисты вставали в пять часов летом и в шесть зимой. В спальнях держали температуру всего 12 градусов тепла. Были строгие порядки, за выполнением которых следили надзиратели. Оторванный от привычной обстановки родительского дома, от привольного деревенского житья, тяжело переживая разлуку с матерью, мальчик заболел острым нервным расстройством. Родные вынуждены были забрать его из гимназии. Лишь год спустя он вновь приезжает в Казань и зачисляется в качестве вольноприходящего, т.е. живет дома, а не в гимназическом общежитии.
   Казанская гимназия этого времени отличалась сравнительно неплохой постановкой обучения, хорошим, хотя и пестрым, составом преподавателей. Здесь царила атмосфера, благоприятствовавшая развитию духовных интересов учащихся. Вспоминая свои гимназические годы, Аксаков тепло и благодарно отзывался о преподавателе русской словесности Н. М. Ибрагимове, об И. И. Запольском, преподававшем физику, математике Г. И. Карташевском, своем непосредственном наставнике и воспитателе.
   В это время он оказался в центре кружка молодых людей. проявлявших живой интерес к искусству-театру и литературе. Гордостью Казани тех лет был публичный театр Есипова, на сцене которого временами гастролировали известные столичные актеры. С энтузиазмом гимназисты издавали рукописные литературные журналы 'Аркадские пастушки', 'Журнал наших занятий'. Их 'издателем' был близкий приятель Аксакова Александр Панаев, но Сергей также пристрастился к сочинительству.
   В гимназии изучали иностранные языки, арифметику и геометрию, рисование и ряд других предметов. Непременными уроками были занятие танцами и фехтованием.
   ,b>Значение первой Казанской гимназии состоит еще и в том, что ей выпал жребий стать 'матерью Казанского университета', основанного на ее базе в 1804 г. Гимназисты-выпускники стали ее первыми студентами, в том числе С. Аксаков. Учителя гимназии заняли первые кафедры, а И. Яковкин стал первым ректором. Только в 1814 г. гимназия окончательно отделилась от университета.
  Во второй половине XVIII века усиливается принцип сословности образования: для дворян открываются благородные пансионы, новые кадетские корпуса, гимназии. Для низших слоев общества в 1786 г. учреждались народные училища. Согласно их Уставу в губернских городах открывались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах - малые народные училища с двухклассным обучением. В том же году данные училища были открыты в Казани и некоторых уездных центрах. В первых двух классах обучали чтению, письму и священной истории. В двух старших классах изучали историю, географию, геометрию. механику, физику и т.д. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание.
   В татарских слободах и в уездах дети обучались в мектебе (начальные школы) и медресе (школа среднего типа). Как правило, они были при мечетях, содержались за счет родителей или богатых купцов. Эти школы обучали детей чтению и письму на основе арабского алфавита. В начале столетия Муртаза Симани составил букварь, который применялся в татарских школах вплоть до начала XX века. Девочек обучала чтению и мусульманской вере жена муллы - абыстай (наставница).
   Во второй половине XVIII века в Казани возникают крупные медресе - Апанаевское, Ахундовское (1771 г.) и Амирхановское (1780 г.). Здесь обучение было также религиозным. Обучались богословию, арабскому языку и литературе. Некоторые сведения по арифметике, геометрии, истории, географии, логике, риторике учащиеся получали при изучении вопросов религии, раздела наследства. Кроме арабского, здесь изучали еще персидский язык Основным учебником были также букварь, коран, другие религиозные и древние рукописные книги.
   В медресе и мектебе не было общих программ. Обучение зависело от уровня подготовки и взглядов мулл и мударрисов (учителей). В медресе шакирды (ученики) не только учились, но и жили всю неделю, уходя домой лишь на выходной день (пятницу). Приезжие шакирды жили в медресе весь учебный год с осени до мая - июня. В свободное от занятий время они занимались перепиской и переплетом книг, поэзией, чтением.
   Для получения 'высшего' мусульманского образования ездили в среднеазиатские медресе в Бухару и Самарканд. Окончившие здесь медресе становились мусульманскими священниками муллами, ишанами, ахунами.
  Каждый правоверный мусульманин должен был уметь читан Коран. Поэтому грамотность (умение читать и писать) была довольно широко распространена среди татар. Это неоднократно отмечалось современниками: ученым путешественником XVIII века Г. Георги, профессором истории Казанского университета П. Томасом, профессором и краеведом К. Ф. Фуксом и др. П. Томас и К. Ф. Фукс свидетельствовали это для начала XIX века. Но эта традиция характерна и для предыдущего столетия. Что касается Г. Георги, то он отмечал: '...казанские татары... не только приучают детей к прилежанию, бережливости и к другим прародительским обыкновениям, но и пекутся еще и о научении их чтению, письму, арабскому языку, вере. Небрежение же о таковом наставлении поставляется родителям в великий грех'.
   С распространением образования, появлением разного типа школ, формированием корпуса преподавателей были некоторые сдвиги в развитии исследований о крае и научных познаниях. Начальник Казанской адмиралтейской конторы Свечин в 1765 г. изучал остатки города Булгары. Ахун Кадырмет Сюнчелеев и Юсуп Ишбулатов в первой четверти века записали и перевели на русский язык около пятидесяти булгаро-татарских надписей - эпитафий. В 1730-х гг. геодезист Пестриков осуществил топографическое описание Казани, привел сведения об экономической жизни города, о ремесленниках и промышленных предприятиях. В те же годы инженер-поручик Артамон Сцыперов составил подробный план Казани в связи с предстоящим сносом посадских стен. Местный служащий Д. Зиновьев в 1788 г. в Москве выпустил книгу 'Топографическое описание города Казани и его уезда', где показал не только расположение города, но и описал кремль, другие административные и культовые объекты города, промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, привел данные о численности населения. Директор гимназии фон Каниц в 1773 г. составил подробное пояснение к плану Казани 1730 г. и плану осады города в 1552 г. войсками Ивана Грозного. Он занимался также археологическими изысканиями.
   Таким образом, в XVIII столетии в крае создается и расширяется сеть учебных заведений. Растет грамотность среди городского населения. Наибольшее распространение начальное образование получило у гагар. Но, конечно же, подавляющая часть сельского крестьяского населения и особенно крепостных крестьян, которых не принимали ни в какие учебные заведения, оставалась неграмотной
  
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru