Сельскохозяйственное производство, ремесло и торговля в XVI веке
Ведущую роль в хозяйстве народов, живших в крае, играло земледелие. Сельскохозяйственными орудиями труда оставались плуг-сабан, косы, серпы, ступа. Татарские, русские, чувашские, марийские крестьяне освоили в этот период много новых земель, особенно в бассейне р. Камы. После присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству началась совместная жизнь русского и местных народов на одной территории, селения шли чересполосно, были и смешанные селения. В Казанском крае московское правительство стремилось основной формой феодального хозяйства сделать ясачную (государственную) эксплуатацию земельного фонда и не торопилось укреплять поместное землевладение у нерусской части населения. Норма наделения землей ясачной части населения была выше, чем в центральной России, что объяснялось окраинным положением и наличием свободной земли. В среднем наделы у 65% населения были 13 четвертей пашенной земли (7,5 десятин или около 8 га) и сенокосной на 146 копен сена. В центральных районах средний крестьянский надел на двор в XVI веке составлял 10 четвертей (5 десятин или приблизительно 4,5 га). Но были дворы, где наделы были по 6 и менее четвертей. Ясак за пользование этой землей состоял из денежной и натуральной части. Ясак собирался по ясачным книгам, которые велись еще в Казанском ханстве, где фиксировалась его норма. Однако 'ясачные книги' не сохранились, и мы точно не знаем размера ясака. Он не был постоянным, сначала ясак был прежним, т. е. как при казанских ханах, 'как было при Магмеделиме (Мухамет Амине) царе', но затем было объявлено, что обложение будет 'как их государь пожелает'. Ясак затем взимался так, чтобы 'казне не было порухи', 'смотря по выгодам и промыслам', 'сколько можно'. По мнению некоторых ученых, в XVI веке ясак равнялся 25 копейкам со двора. Это была высокая плата. Натуральная часть ясака состояла из разных оброков: 'медвяного', 'кунинова'. 'Медвяный' оброк составлял примерно полпуда (8 кг) со двора. Власти оставляли за собой право заменять натуральный оброк деньгами: 'а коли мед не надобно, и за мед деньгами платить'. Кроме ясака, население платило оброк за лесные, озерные угодья. Крестьяне монастырских вотчин должны были платить оброк с выти (10 четвертей земли), т. е. с каждого двора. Оброчникам надлежало ежегодно выплачивать 'по осмине пшеницы да по осмине конопель, по четыре гривенки масла коровьего, да по сту яиц, по два сыров кислых, по овчине, по два поярка, по сажени дров'. Барщенникам надлежало пахать монастырскую пашню с выти по 'полуторе десятин ржи и овса, сеяти семены монастырскими и жати и класти и молотити и в житницы сыпати и навоз на пашни возити с монастырских конюшенных и з животных дворов, а сено косить на выть по 20 копен'. Все категории русских крестьян в казну должны были платить 'ямские деньги', 'стрелецкие хлебные запасы', 'полоняничные деньги'. 'Стрелецкий хлеб' взимался по 2,5 четверика (приблизительно 20 кг) ржи и овса со двора. В целях упорядочения сбора податей проводились переписи дворов и земель в 1565-1568 гг., в 1602-1603 гг. Сравнительный анализ этих переписей показывает, что происходил неуклонный рост феодальных повинностей крестьян. Кроме выплаты ясака, крестьяне должны были участвовать в заготовке леса, строительстве засечных линий, крепостей. Для этих работ они сгонялись со своим гужевым транспортом со всех концов казанской земли. Крестьяне разных национальностей рядом работали на полях, брали взаймы друг у друга деньги, временно пользовались инвентарем друг друга, вместе торговали, арендовали земли. Это объективно приводило к обмену опытом ведения хозяйства, крестьяне перенимали друг у друга хозяйственные навыки. Ясак существовал до 1724 года, а потом был заменен подушной податью. Последняя была отменена лишь в 80-е гг. XIX века. В земледельческой культуре крестьянства разных народов и вообще в ведении сельского хозяйства заметных различий не было. С увеличением населения, освоением 'пустошей', заложно-переложная система постепенно отступала, хотя сохранялась еще долго. При этой системе для вспашки перелога необходимо было использование тяжелого плуга-сабана. При такой вспашке требовалось 3-4 лошади. На мелких земельных участках крестьяне пользовались сохой. Нерусские крестьяне стали использовать цепь для молотьбы, строили овины по русскому образцу. Русские же переселенцы позаимствовали способ длительного хранения не обмолоченного хлеба. Местное население, занимавшееся бортничеством, переняло у русских пасечное пчеловодство. Более широко распространились посевы озимой ржи, более морозоустойчивой и засухоустойчивой культуры, овса, что было следствием влияния русских. Местные крестьяне были более опытны в традиционном возделывании пшеницы, его перенимало русское крестьянство. Под влиянием русских народы Среднего Поволжья больше стали заниматься выращиванием овощей - капусты, репы, лука, редьки. Есть основания полагать, что русские переселенцы переняли мастерство местных народов в выращивании яблоневых и вишневых садов.