'Баядерка' Людвига Минкуса, представленная в фестивальной программе, стала, пожалуй, одним из лучших спектаклей на ХIХ Нуреевском. Стильные декорации и костюмы, удачная хореография, отменная работа кордебалета и исполнителей небольших партий (особенно хочется отметить Руслана Савденова в партии Золотого Божка) и, конечно, исполнители партий главных: Денис Матвиенко - Солор, Анастасия Матвиенко - Никия, Мария Аллаш - Гамзатти.
Денис Матвиенко хорошо знаком казанской публике, он неоднократно принимал участие в спектаклях казанского театра еще в бытность свою солистом Киевской Национальной оперы. После победы на Московском международном конкурсе солистов балета Матвиенко - еще и солист Большого театра. Очень техничный танцор, с хорошими прыжками и эффектом 'зависания', в 'Баядерке' немного проигрывал своим партнершам в актерском плане. Впрочем, по либретто Солор весьма пассивен, он лишь предмет спора двух влюбленных в него женщин.
Гамзатти - Мария Аллаш - властная и влюбленная, неожиданно в дуэте с Никией становится растерянной и испуганной перед тем всеобъемлющим чувством, которое испытывает к своему возлюбленному храмовая танцовщица. Аллаш - солистка Большого театра чисто продемонстрировала положенное количество фуэте, была в спектакле красива и царственна, но при этом меня смутила некоторая ее холодность. Впрочем, возможно, так и было задумано - Гамзатти больше анализирует, чем чувствует, она способна просчитывать ходы и совершать коварные поступки.
Никия - Анастасия Матвиенко, солистка Киевской Национальной оперы, была истинной героиней спектакля. Сдержанная и порывистая, сомневающаяся и непреклонная - палитра чувств у этой молодой балерины весьма велика. Она хороша была в сценах с Солором, Великим брамином, Гамзатти, но пиком исполнения партии стал знаменитый танец с букетом из второго акта. Это был танец-отчаяние, когда на кон ставится все - будущее, жизнь, любовь. Когда же Никия получала букет и по наивности думала, что его передал Солор, она начинала танцевать одно - надежду. Но вылезшая из букета змейка обрывала и танец, и жизнь...
Третий акт, знаменитый 'акт теней', еще раз продемонстрировал необычайную техничность четы Матвиенко, но не прибавил ничего к развитию образов, и в этом нет вины танцоров, так написано в либретто. Любопытно, но на Западе еще несколько десятков лет назад 'Баядерка' заканчивалась гибелью Никии, ведь сюжет, по сути, на этом и заканчивается. 'Акт теней' первым в Европе поставил Рудольф Нуреев, когда танцевал 'Баядерку' с Марго Фонтейн. Фонтейн в это время была уже в далеко не молодом возрасте, и, очевидно, Нуреев хотел доказать критике и публике, что балерина все еще в хорошей форме, потому что партия Никии в третьем акте - одна из сложнейших в женском балетном репертуаре.
Вчера на фестивале давали 'Спящую красавицу', сегодня - один из двух гала-концертов. Татьяна МАМАЕВА