24 ноября 2020

Нина Калаганова: " Дети смотрят постановку, а учитель сидит в коридоре с телефоном. Это не укладывается в моей голове "

30 ноября Казанский государственный Театр юного зрителя подчеркивает свое 88-летие

30 ноября Казанский государственный Театр юного зрителя подчеркивает свое 88-летие. За этот период времени накоплен колоссальный опыт, Сцена воспитала множество именитых актеров И режиссеров, сыграно бесчисленное число спектаклей. Каждое десятилетие ТЮЗ продолжает идти в ногу со временем, оставаясь актуальным для своего любимого зрителя. В начале дня рождения театра журналист портала встретилась С народной артисткой РТ, актрисой Казанского ТЮЗа Ниной Калагановой. Известная жительница города за полвека сыграла на сцене десятки разных ролей - Катерины в " Грозе " Александра Островского, Тани в " Прощании в июне " Александра Вампилова, Веры в " Рядовых " Алексея Дударева И большинство другие. Про то, Как на " Грозу " запретили приходить школьникам И отчего включенные телефоны Так мешают работе актеров, Нина Ивановна поведала читателям портала." Зритель Был замечательный, Но школьники пульками стреляли " Нина Ивановна, Вы окончили Саратовское театральное училище, А потом совместно С мужем - народным артистом Татарстана Александром Калагановым играли в Саратовском ТЮЗе. Отчего переехали в Казань?

Н. К.: Я была рождена в Ижевске, А Сашенька в Саратове. Все верно, Мы учились на одном курсе у знаменитого Юрия Петровича Киселева И играли в Саратовском ТЮЗе. Не скажу, что роли Были большие, Но довольно характерные. На дипломной работе нас С Сашей заметил режиссер Казанского ТЮЗа Леонид Верзуб И пригласил К себе в Театр. И Вот 26 августа текущего года Было ровно 50 лет, Как Мы С Сашенькой переехали в Казань. Приехали Из Саратовского ТЮЗа С его шикарными постановками И немного расстроились. Тогда комедия " Недоросль " по пьесе Дениса Фонвизина принесла большой успех театру - Это была первая музыкальная постановка в Союзе. Приехали в Казань, А тут тоже " Недоросль "... Правда, Это Было " черно-белое кино ".

Один год Мы жили прямо в театре, потому что Не Было жилья. Коллектив у нас Был весьма дружный, Все молодые, активные, энергичные, великие. На сцене вместе играли, А затем И После премьер весело проводили время - приходили К нам в комнату на 2-М этаже И песни пели. Как в настоящее время Помню: " Вот Из вашего окна, площадь Красная видна, А Из нашего окошка только мусорка немножко "

Это Были 70-е годы. Какой Тогда Был Зритель? Кто наиболее часто ходил в ТЮЗ - молодежь, рабочие Или зажиточные казанцы?

Н. К.: Зритель Был замечательный, Но школьники пульками стреляли, если им Не нравился Спектакль ТЮЗ всегда Был ТЮЗом, в большинстве своем К нам приходили школьники, организовывали Так называемые школьные культпоходы, А также рабочие. В 1982 году Мы приняли премию Мусы Джалиля " за большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи ".

С появлением в театре спектакля " Прощание в июне " Александра Вампилова нашим зрителем стало Все студенчество Казани. Спектакль Был весьма популярный. Я Помню, Мы его привезли на Украину, А там Вампилов Был запрещен, После спектакля в гостиницу приходили студенты И благодарили.

После спектаклей Мы вместе со зрителями обсуждали постановки, проводили творческие встречи. Мы И сами ходили в школы, учебные заведения, предприятия. Помню, дальше Черного озера была учебное заведение для детей со сложными заболеваниями, И Я туда ходила Не раз - рассказывала деткам про Театр. И ребята Были такие замечательные - С открытым ртом слушали, задавали вопросы. Было весьма много живого общения, однозначно. Ранее зрители могли Один раз в год выбирать лучшего актера Или актрису. Я два раза получала Это звание. И знаете, народный, заслуженный актер - Это еще Не показатель. Я знаю артистов поистине народных, Но Не по званию, А по признанию. Среди них - Александр Калаганов, Александр Кокурин, Владимир Фейгин, Зоя Петрова. Уважение зрителя дорогого стоит.

А в настоящее время кого более часто можно встретить в зрительном зале?

Н. К.: Сегодня приходят семьями, школьные просмотры тоже остались. Но поменялось отношение К театру. Вот пример: учитель пришел С учениками на Спектакль. Дети смотрят постановку, А учитель сидит в коридоре С телефоном. Вы имеете возможность себе Это представить? Это Не укладывается в моей голове. Я подхожу И говорю: " А Вы отчего Не в зале? Вам же затем С детьми надо будет обсудить Спектакль, обменяться впечатлениями ". На меня Как на дурную смотрят.

" Театр - Это живое искусство, связь Из сердца в сердце " Репертуар ТЮЗа насчитывает десятки спектаклей. Какая постановка принесла театру наибольшую известность И в прямом смысле произвела фурор?

Н. К.: Был такой режиссер Феликс Григорьян, в 70-Х годах он по пьесе Александра Островского поставил Спектакль " Гроза ". По тем временам Это Был нетипичный Спектакль, на который даже запретили ходить школьникам. Это в настоящее время полуголые бегают по сцене, И у зрителей Это Не вызывает шока, А Тогда Все Было по другому. Григорьян изобразил Катерину (роль исполнила Нина Калаганова - прим. Ред.) Как молодую женщину, умеющую любить, бьющуюся в метаниях между Богом, Борисом И Тихоном. В общем, формулировка " луч света в темном царстве " ушла на задний план. И Вот в сцене, где застенчивый Борис пришел К Катерине на свидание, Она говорит ему: " Ты на погибель мою пришел " И начинает раздеваться. Спадает платок, юбка... И остается Она, Как лебедь белая, в длинной рубашке. В те времена Это Был стриптиз, И школьникам запретили приходить на Спектакль. Но Мы С " Грозой " прогремели на всю страну. К нам приезжали именитые актеры И режиссеры, А оппоненты произносили, что у нас Все спектакли прекрасные, Но если только Не Было " Грозы ", то состав Был бы без паровоза.

Были И дискуссионные спектакли. К примеру, Мы играли Спектакль " Остановите Малахова!". Под таким заголовком в преддверии 1970-Х годов журналист Валерий Аграновский публиковал цикл статей. В них он пытался разузнать причины, по которым 13-летний ученик школы попадает в колонию для несовершеннолетних. Кстати, И сам Аграновский прибыл К нам в Театр - Мы обсуждали, продумывали, Как на сцене правдиво рассказать эту историю.

Кто для вас благодарный Зритель?

Н. К.: Тот Зритель, который проживает со мной жизнь на сцене, сопереживает героине, чувствует эмоции, смотрит И слушает С замиранием сердца. Театр - Это живое искусство, связь Из сердца в сердце. Покуда сохраняется эта связь, Театр будет жить. Понимаете, чем больше Артист отдает, тем больше он получает от зрителей. Когда весь зал встает И аплодирует, плачет, смеется, Тогда И на поклон выходить Не совестно. Я Помню, играла в спектакле для семейного просмотра " весьма простая история ". И Вот на улице меня встретил мужчина И заявил, что уже 5 раз Был на спектакле - ходит совместно С женой-учительницей И ее учениками. Ну, согласитесь, Это приятно? Это означает, зацепила, попала прямо в душу.

Или Вот буквально удивительная история. Девочка Из зрительного зала подарила Мне пластинку, хотя совершенно Не планировала этого делать. Это Я поняла, увидев за кулисами на пластинке яблочное семечко. Она сделала Это по порыву души.

в настоящее время же, К сожалению, этой связи со зрителями становится Все меньше И меньше - Все сидят в телефоне Или вовсе Не выключают звук, А ведь Так нарушается вся атмосфера спектакля.

" Не позволяю себе пренебрежительного отношения К героям, игре " Нина Иванова, Какой ваш любимый Спектакль?

Н. К.: без сомнения, Это " Зимняя сказка для взрослых ". Туфан Имамутдинов (бывший главный режиссер Казанского ТЮЗа - прим. Ред) можно сказать сделал нам большой подарок, создав этот Спектакль. А история спектакля потрясающая. Имамутдинов принес нам 9 картин белорусского живописца Валентина Алексеевича Губарева И заявил, что будет делать этюды. Миша Меркушин (драматург, народный актер РТ - прим. Ред.) придумал на картины текст. Так полотна " ожили ", у них появились герои, образы. Мы С Сашей Купцовым выбрали картину " 30 лет вместе ", где два старика-еврея в канун Нового года смотрят по телевизору балет " Лебединое озеро ". Но И на премьере, И в настоящее время Мы играем эту картину со Славой Казанцевым - Саша Купцов Не успел сыграть в этом спектакле...

у каждой картины есть собственный сюжет, который переплетается в единое целое. На сцене - большое число потрясающих деталей быта советского периода. И самое приятное, что играют актеры разнообразных поколений. Спектакль получился удивительным, даже сам Губарев прибыл на премьеру И заявил: " Мои герои Были только нарисованные, Но теперь у них есть имена И фамилии ". Чего Вам Все рассказываю, Вы лучше сами приходите И посмотрите, Не пожалеете.

А у вас есть любимые роли?

Н. К.: Я Все свои роли Люблю, Но наиболее выделяю Катерину Из " Грозы " по Александру Островскому, Титанию - Ипполиту Из " Сна в летнюю ночь " по Уильяму Шекспиру, Войницкую Из " Дяди Вани " по Антону Чехову, Риту Устинович Из " Как закалялась сталь " по Николаю Островскому, Лошадь Сестричка Из " весьма простой истории " по М. Ладо. Это яркие идентификационных данных со своим характером. А вообще, Я никогда от ролей Не отказывалась. Дали роль - играй. Мне всегда нравилось на ушах постоять (смеется), побегать по сцене, покричать. Люблю И забавные роли - Бабы-яги, К примеру, которую Мне посчастливилось играть в спектакле " Ростик в дремучем лесу " по Б. Заходеру.

Театр - Это мое любимое дело, даже если Мне Не весьма нравится пьеса, постановка, Я в итоге полюблю свою героиню. Не позволяю себе пренебрежительного отношения К героям, игре. Сцена - Она же просвечивает, И сразу видно, Когда человек от всей души играет, А Когда нет. Вот Я выхожу на сцену И Мне хорошо, радостно. Я Как-то саму себя спросила: " Калаганова, что Ты больше всего любишь на свете?". И Я поняла - Это Театр.

Справка

1-ый Спектакль Казанского государственного театра юного зрителя " Ровесники " состоялся 30 ноября 1932 года. Именно этот день считается днем рождения ТЮЗа.

26 ноября 1955 год театру юного зрителя присвоено имя Ленинского комсомола.

в 1982 году Театр получил премию комсомола Татарии им. М. Джалиля " за большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи ".

1992 год - государственная премия за Спектакль " Погром " по роману Б. Васильева " И Был вечер, И Было утро "

1996 год - премия " Золотая маска " в номинации " Лучший Спектакль года " за Спектакль " Буря " (У. Шекспир) в постановке режиссера Бориса Цейтлина.

2003 год - Спектакль " Розенкранц И Гильденстерн мертвы " (Т. Стоппард) в постановке режиссера Георгия Цхвиравы - номинант Национальной театральной премии " Золотая маска " в номинации " Лучший Спектакль года ".

2017 год - Спектакль " Из глубины..." ( " Художник Винсент Ван Гог " ) режиссера Туфана Имамутдинова - номинант Национальной театральной премии " Золотая маска " в 4 номинациях: " Лучший Спектакль в современном танце ", " Лучшая работа балетмейстера-хореографа ", " Лучшая работа композитора в музыкальном театре ", " Лучшая работа живописца по костюмам в музыкальном театре ". В том же самом сезоне Театр награжден республиканской премией за вклад в развитие театрального искусства им. М. Х. Салимжанова.

2019 год - ежегодная республиканская премия Министерства культуры РТ " Тантана " в номинации " Событие года " за Спектакль " Бал. Бесы " режиссера Т. Имамутдинова по роману Ф. М. Достоевского.

в материале используются фотографии Из архива Казанского ТЮЗа.

Источник: kzn.ru

 Copyright © "Моя Казань" 2001-2005. webmaster@kazan.ws