27 марта 2021

Художник-бутафор театра " Экият ": " Кукла может обидеться и напакостить во время представления "

Театр - один из наиболее древних И зрелищных Видов искусства, покоривший сердца млн

Театр - один из наиболее древних И зрелищных Видов искусства, покоривший сердца млн. людей Во всем мире. Он объединяет в себе красоту литературного слова, художественное мастерство И актерский талант. Более артистично, чем граждане, в театре " выступают " куклы - на сцене Они " оживают " из-за художникам-бутафорам, которые вкладывают в них частичку своей души. Во Всемирный день театра художник-бутафор театра кукол " Экият ", заслуженный работник культуры РТ Надежда Коняхина поведала читателям портала про то, сколько Времени надо на изготовление кукол, как проявляется Их Характер на сцене И отчего Сложнее всего трудиться С марионетками.

Видов кукол весьма много - петрушка-перчатка, тростевая, марионетка, планшетка, ростовая

" Рисовать я начала С 9 класса, ходила в студию ИЗО. Это у меня в папу - Он хорошо рисовал, всегда мечтал поступить в художественное училище, Но война изменила Его планы.

в 1980 году окончила Казанское театральное училище по специальности художник-бутафор. Отделения художников-кукольников у нас Не Было, Но девушка С нашего курса обучилась по рассматриваемому направлению в московском театральном училище. Затем она вернулась в Казань И преподавала нам технологию производства кукол.

Сразу Поле завершения училища я пришла в Театр кукол " Экият " И работаю тут уже больше 40 лет. Помню собственный 1-ый спектакль - " Волшебная лампа Аладдина ". Ему нужны были тростевые куклы - я тогда 1-ый раз узнала, ведь Это такое, научилась делать Их. Вообще Видов кукол весьма много - петрушка-перчатка, тростевая, марионетка, планшетка, ростовая кукла.

Сложнее всего трудиться С марионеткой. Такие куклы у нас применялись нечасто, в настоящее время спектакли С марионетками до тех пор пока Не идут. Важно сделать Для актеров по максимуму удобную вагу - Это такое приспособление Для управления куклой, чтобы она двигалась. У нас были упрощенные варианты - штыковые марионетки. В голове у такой куклы трость, А сверху - вага. Голову вращать можно Было тростью, А к ваге крепились ручки И ножки. С такими куклами Мы ставили спектакли " Котенок на снегу ", " Волчица-учительница ". Эти спектакли Потом убрали из репертуара, А декорации И куклы продали. Но Это нормально - часто такая участь ждет все спектакли. Их берут в школы, в театральные училища, институты культуры, чтобы изучать по ним виды кукол, технологию производства ".

Бывает только одна голова Для куклы лепится неделю

" в бутафорском цеху у нас трудятся четыре человека. Есть еще швейный цех Для пошива костюмов, столярный цех - там делают всю механику, чтобы кукла могла двигаться. Начинается спектакль С эскиза живописца, который рисует все оформление спектакля - декорации, кукол, костюмы. Он продумывает, какие виды кукол будут использоваться, что Они обязаны делать - вращать головой, глазами, шевелить руками И так далее.

Дальнейшая работа зависит от вида куклы. К примеру, Если Это тростевая кукла, то по эскизу сначала лепится голова, Потом Для нее делается форма из гипса. Затем Мы из папье-маше делаем саму Голову, шкурим ее, обрабатываем. Внутри у тростевой куклы размещается гапит, из-за этому приспособлению ей можно управлять - кукла вращает головой, двигает глазами, наклоняется в разные стороны. Над изготовлением приспособления работают конструктор, столяр И декоратор.

опосля того, как вся механика готова, Для куклы шьется костюм. А Мы делаем волосы, грунтуем куклу, художник расписывает ее, рисует лицо. К примеру, Для спектакля памяти Альфии Авзаловой Мы Для каждой куклы делали из пряжи волосы - проклеивали каждую волосинку, вырезали из дерева сапожки, обтягивали Их кожей. Было много мелких деталей.

Времени на изготовление одной куклы уходит немало. Иногда, что только одна голова лепится неделю, Потом отливка, сушка. В настоящее время Мы имеем сушильный шкаф, Это намного ускоряет работу. Потому что Если делать папье-маше по сырой гипсовой форме, то Потом образуется плесень. Мы ее начинаем шкурить, вдыхать - Это Не весьма хорошо.

Вообще, С годами появилось много новых технологий в работе. К примеру, Было время, когда Для спектакля " Муха-Цокотуха " нам нужен был блестящий самовар, так Мы Его обклеивали золотой парчой, Потому что никакая краска так Не блестела. В настоящее время, само собой, современные краски весьма хорошие, яркие, каких только нет. И много современных материалов появилось - удовольствие трудиться ".

" Настоящая радость - увидеть, как Артист " оживил " твою куклу "

" Одним из наиболее сложных Для нас был спектакль " Маленький Мук ". Его ставил приглашенный режиссер. Часто в наших спектаклях Было максимум 20 кукол, А Обычно - по 7-8. Для " Маленького Мука " надо Было сделать 50 кукол! И все Они были разного типа. Но сам спектакль был весьма хороший, веселый.

Скоро у нас будет поставлен спектакль " Маугли ", Для которого изготавливалось множество масок. Надо Было, чтобы Актеры могли Их надевать, А После снимать И держать в руках. Конструкторы продумывали все нюансы, чтобы актерам Было удобно трудиться. Потом Мы Эти конструкции обрабатывали, обклеивали мехом, расписывали. Вообще, когда в одном спектакле по 50-60 кукол, трудиться весьма сложно, Мы трудимся как на конвейере.

Характер куклы проявляется уже в процессе работы Над ней. Иногда, Бывает собираешь Голову из папье-маше, А она все время выскакивает, падает, И я говорю: " Вот Характер показывает!" Или сядешь ручку подшивать, А нитка запутывается - ну И вреднющая кукла попалась! Это все в шутку, само собой.

Вообще, считается, что кукла обижается, Если ее класть лицом вниз Или бросать. Если Артист так делает, тогда она Потом " вредничает " - может прямо Во время выступления отвалиться рука Или голова. Актеры обязаны обходиться С куклами бережно. Они уже знают, что я в этом плане придирчивая: Если мне на реставрацию приносят сильно поврежденную куклу, то я объясняю, что С ней нельзя так обращаться, она сможет обидеться И напакостить Во время представления.

Настоящая радость, когда Во время спектакля я вижу, как Артист " оживил " мою куклу, как озвучил ее, уловил Характер. В этот момент мурашки бегут по коже.

само собой, И в нашем деле Есть трудности. Но Очень важное - чтобы работа была в радость, А трудности со временем забываются. Если уж работаю тут больше 40 лет, Это означает, я на своем месте ".

Источник: kzn.ru

 Copyright © "Моя Казань" 2001-2005. webmaster@kazan.ws