18 июля 2007

Культурная революция `Аврора-1991` заинтересовалась гопниками

Если говорить о самых нетривиальных инициативах в культурной жизни Казани за последние года два, то на ум приходят: первая гастроль Евгения Гришковца, регулярные показы программ международного фестиваля короткометражных фильмов Future Shorts, фестиваль реального кино "Кинотеатр.DOC"...
Если говорить о самых нетривиальных инициативах в культурной жизни Казани за последние года два, то на ум приходят: первая гастроль Евгения Гришковца, регулярные показы программ международного фестиваля короткометражных фильмов Future Shorts, фестиваль реального кино "Кинотеатр.DOC", гастроли Петра Мамонова, выставки фотохудожников Богдана Звира, Кати Белкиной... Это лишь малая часть "культурных революций", которые с 2005 года организовывала частная галерея "Аврора-1991" - пожалуй, самая загадочная компания в нашем городе, потому что найти ее "офис" можно только в сети Интернет.
  
  Кто стоит за этой галереей и другие закулисные подробности "культурных революций" в Казани - об этом мы побеседовали с Полиной Морозовой, единственным публичным персонажем "Авроры-1991".
  
  - Частная галерея "Аврора-1991" - это проект ООО "Культурные традиции". Наше общество создано в 2005 году и специализируется на менеджменте культуры, главная цель - ознакомить максимальное количество людей с различными интересными, на наш взгляд, явлениями в этой области, - говорит Полина. - В штате всего два человека: это я, исполнительный директор "Авроры-1991", и мой коллега Артем Азимов.
  
  - В 1991 году в Казани появилась первая частная галерея "Аврора". Это была настоящая художественная галерея - располагалась не в виртуальном пространстве, а в УНИКСе. Имеет ли к ней какое-то отношение ваша галерея "Аврора-1991"?
  
  - Да. "Аврору" тогда придумала и заведовала ею дочь казанского художника Виктора Аршинова Наталья - родственница Артема Азимова. Но в конце девяностых Наталья переехала жить в Америку, и "Аврора" закрылась. Традиции, которые закладывала эта галерея, - показывать казанцам все самое интересное в мире культуры и создавать вокруг своей деятельности некое заинтересованное сообщество - мы и захотели продолжить. Кстати, один из самых громких проектов - выставку фотографий канадской журналистки Хайди Холлинджер - в 1994 году "Аврора" проводила совместно с "Вечерней Казанью".
  
  - Работа в галерее "Аврора-1991" хорошо оплачивается?
  
  - Она никак не оплачивается. Это работа для души, и не она нас кормит. Я, например, дипломированный психолог, работаю замдиректора по связям с общественностью в институте социальных и гуманитарных знаний. Артем Азимов - юрист. Разумеется, в проекты "Авроры-1991" вкладываем свои силы и деньги не только мы, но и наши многочисленные увлеченные друзья, среди которых и студенты, и представители творческой интеллигенции Казани, и бизнесмены. Государственной поддержки у нас нет. Надеюсь, что это только пока, потому что в октябре мы хотим привезти в Казань легендарный театр марионеток Резо Габриадзе, и этим проектом, к нашему всеобщему удовольствию, уже заинтересовалось татарстанское министерство культуры.
  
  - Скорей бы наступил октябрь...
  
  - На осень у нас запланировано еще два крупных интересных проекта - это очередной показ программы кинофестиваля Future Shorts, и первый в Казани международный фестиваль видеоарта. В Казани о видеоарте знают единицы, но вот уже более десяти лет это самый распространенный в мире даже не жанр, а формат современного искусства, в рамках которого возможно реализовать все виды и формы пластического и визуального творчества. В программе нашего фестиваля - знакомство с лучшими образцами видеоарта, мастер-классы, лекции. Скорее всего, он пройдет во дворике музея Горького - после того как мы провели там минувшей весной перформанс с огненным шоу "Ночь в музее" - это одна из любимых наших площадок в Казани.
  
  - Ходят слухи, что "Аврора-1991" готовит какой-то проект о казанских гопниках. Правда?
  
  - Да, это будет интеллектуальный проект под девизом "Смеясь, расстаться со своим прошлым". Не секрет, что в восьмидесятые годы прошлого века наш город благодаря бритоголовым хулиганам дурно славился на всю страну. Был даже термин такой - казанский феномен, помните? К этой теме у нас возник этнографический интерес, и мы хотим провести выставку одежды казанских гопников. Может, вы видели в продаже аудиодиск "Песни русских каторжан"? Конечно же, он выпущен не с целью пропаганды насилия, а лишь из желания исследовать само явление. Так и мы. Собираем сейчас экспозицию, нам нужны "фернандельки" - вязаные шапочки с козырьком, турецкие свитера "Boys", обувь "прощайки", аутентичные "олимпийки", клетчатые "люберецкие" брюки... Этой выставкой уже заинтересовались наши московские друзья, и вполне возможно, что после вернисажа в Казани мы покажем ее в столице. Обсуждаем сейчас музыкальное сопровождение выставки и идеи хореографического перформанса "Танец с монтажками". Тема казанского феномена - непростая, и мы понимаем, что разработать ее нужно очень грамотно.
  
  - Полина, по сути, "Аврора-1991" занимается сегодня импортом качественного культурного продукта в Казань. Но экспортировать из Казани наверняка ведь можно не только выставку одежды гопников?
  
  - Конечно же, нет. В этом сезоне, кстати, мы вывозили в Нижний Новгород казанских поэтов из Общества Мертвых Поэтов, электронный проект Валерия Иванова, фотовыставку Евгения Канаева, фолк-группу "Оберег". Все эти люди и коллективы были встречены зрителем очень тепло и приобрели массу новых поклонников в Нижнем. Останавливаться на этом не собираемся, потому что наверняка в нашем городе есть другие, и их немало, креативные люди. Но чтобы знать, каким еще казанским проектом можно заинтересовать интеллектуальную публику других городов, нужно детально исследовать местный рынок. Начать хотим в ближайшее время с местного фестиваля кино, видео и анимации, поскольку в этом формате огромное количество людей творят подпольно.
  
  - Все ваши инициативы рассчитаны на элитарную публику, которой никогда не бывает много. Неужели нет желания забабахать что-нибудь до одури попсовое, но коммерчески выгодное?
  
  - Нет, и никогда не будет такого желания. Мы делаем только то, что интересно нам самим, и как показывает практика, в Казани не так уж и мало людей с идентичными интересами: у нас ни разу не было провальных проектов. Существует, правда, совершенно ошибочное мнение, что галерея "Аврора-1991" работает для "мажоров", что простым людям "с улицы" к нам лучше не ходить. Это не так! Такое впечатление могло сложиться оттого, что представители казанской творческой тусовки регулярно посещают наши мероприятия, однако наша цель - приобщить к культурным процессам и тех, кого они еще не "зацепили". Собственно, если вы обратили внимание, мы стараемся отбирать талантливые проекты, интересные людям с любым интеллектуальным багажом. Мы - демократичная галерея и пытаемся доказать, что знакомство с лучшими образцами современного искусства может быть доступно всем.
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2005. webmaster@kazan.ws