15 августа 2008

14 августа начался Успенский пост

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией матери и продолжается две недели - от 14 до 27 августа.

  Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией матери и продолжается две недели - от 14 до 27 августа.
  
  Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - 'с варением пищи, но без елея', то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
  
  До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, церковь обязывает воздерживаться от этих плодов. В праздник Преображения Господня по церковному уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
  
  Пост духовный тесно соединяется с постом телесным. В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
  
  И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям - в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
  
  Успенский пост начинается с праздника 'Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня'. Впрочем, таинственное выражение 'происхождение древ Креста' обозначает просто крестный ход.
  
  В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: 'По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста'.
  
  В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.
  
  По принятому в православной церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас).
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2005. webmaster@kazan.ws