Потребности дальнейшего развития народного хозяйства властно требовали не только значительного расширения школьной сети, но и изменения всей практики педагогической работы. Однако в школьных программах по-прежнему отсутствовали естествознание, география, история. После окончания трехлетнего обучения учащиеся получали некоторые знания лишь в области родного языка и арифметики. Самодержавие оберегало школу от проникновения всего свободного, независимого, насаждая в школах дух раболепия. Начальные школы официально имели целью 'утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания'. Резкое несоответствие между действовавшими программами и требованиями жизни стало тормозом на пути развития народного образования. Поэтому передовые учителя казанских школ, особенно под влиянием революции 1905-1907 гг., стремились к демократизации образования, выработке новых программ и т. д. Но все их попытки неизменно наталкивались на сопротивление буржуазно-помещичьих чиновников. В школьном образовании фактически сохранялся сословный принцип. Задача средней школы, как и в XIX в., сводилась к подготовке из учащихся благонамеренных обывателей и преданных начальству чиновников. Программы средних учебных заведений не отвечали требованиям времени. Это создавало разрыв между средней и высшей школой. Наряду с общеобразовательными средними учебными заведениями в Казани продолжали функционировать специальные средние заведения, которые всячески поощрялись буржуазией, оказывавшей им материальную поддержку. Однако высокая плата препятствовала широким слоям населения получать среднее образование. Еще дороже стоило обучение в частных учебных заведениях, где воспитывались дети привилегированного богатого меньшинства. По данным 1904 г., в Казани насчитывалось всего 102 учебных заведения, не включая татарские (3 высших, 25 средних и 74 низших), в которых обучалось свыше 14000 человек. В 1909 г. в городе было уже 143 учебных заведения, в том числе 102 низших. В Казани на каждые 100 человек приходился 51 грамотный, тогда как в Москве, например, в 1902 г. - 64. Большинство татарских детей Казани получали образование в конфессиональных школах - мектебе и медресе. Они не имели единой программы и системы обучения. Наиболее крупными медресе являлись: 'Мухамма-дия.', 'Касымия', 'Марджания', 'Халидия', 'Азимовское', 'Амирхания', в которых в 1908 г. обучалось свыше 1150 шакирдов. Все предметы, преподававшиеся в медресе, предназначались только для тех, кто готовился стать муллой. Библиотеки и читальные залы в подавляющем большинстве медресе были недосягаемой мечтой для шакирдов, которые были лишены всяких прав. Деспотический режим, антигигиеничность помещений' рукоприкладство, обязательное участие в похоронах, выполнение всех обрядов ислама и т. д. делали положение шакирда беспросветным. Недаром потерю дорогого, бесценного времени шакирда нелегальная га-
Медресе <Марджания'. Вторая половина XIX в. зета 'Эльислах' рассматривала как неистребимое зло, предопределяющее жалкое назначение выпускника в дальнейшей практической жизни. В обстановке назревания первой буржуазно-демократической революции, в условиях усиления борьбы шакирдов за свои права возникла необходимость реформы школьного образования, введения в мектебе и медресе светских наук. Растущая национальная буржуазия нуждалась в европейски образованных кадрах, способных управлять торговлей и промышленностью. На рубеже двух веков на смену старым медресе, не имевшим стройной системы и определенной программы, начали приходить новометодные школы. Наносится сильный удар по старому учебно-воспитательному процессу, в частности, слоговому методу обучения. Не ограничиваясь тем, что в медресе вводился новый звуковой метод, наиболее дальновидные учителя в программы медресе стали включать светские предметы: историю, географию, алгебру, русский язык и т. д. Особенно сильным стремление к новому было в Казани. В медресе 'Мухаммадия', 'Марджания', 'Усмання', в Азимовском медресе и ряде других учебный процесс начал основываться на новых программах. Здесь шакирдов распределяли уже не по изучаемым книгам, а делили по классам. В классах создавались современные условия: начали применяться парты, доски, географические карты, составляться списки учащихся, систематическое расписание уроков. Введение всех этих новшеств сопровождалось ожесточенной борьбой между приверженцами старого - кадимистами и сторонниками нового - джадидиста ми. Кадимисты отчаянно выступали против реформы учебных заведений, в частности, против применения звукового метода, преподавания светских наук, изучения родного и особенно русского языков, считая это несовместимым с законами мусульманской религии. Но новое прокладывало себе дорогу, несмотря на ожесточенное сопротивление всего консервативного, отжившего. В медресе 'Мухаммадия', например, преподавались арифметика, география, всеобщая история, логика геометрия, история России, русский язык, психология педагогика, этика и другие предметы. В таких медресе писал инспектор Казанского учебного округа Я. Коблов в 1916 г., умственное развитие шакирдов достигает довольно большой высоты. Окончившие низшее отделение медресе, где преподавался русский язык, могли поступать в первые классы правительственных учебных заведений. Однако и 'Мухаммадия' не смогла окончательно избавиться от схоластики и религиозных дисциплин Поступление же в медресе 'Мухаммадия' было делом нелегким. Каждый шакирд, в зависимости от состояния должен был вносить в кассу медресе от 5 до 15 рублей' Двери этого знаменитого медресе для детей бедных слоев были закрыты. Тяжелые условия жизни, длительность и неимоверная трудность обучения в медресе, в особенности при изучении арабского, персидского, турецкого языков господство, несмотря на реформу, религиозного схоластического направления обучения заставляли уходить немалую часть шакирдов. Часть оставивших медресе становилась приказчиками, писцами в торговых фирмах татар. Шакирды, знавшие восточные языки, особенно полезны были для торговой, коммерческой связи с востоком России. Характерной особенностью казанского народного образования являлось по-прежнему наличие при мектебе
Медресе 'Мухаммадия'. XVllf-XIX вв. и медресе русских классов для татарских детей. В 1905 г. в Казани их было 4, а в 1912 г.-уже 9. Росло число и русско-татарских школ: с 5 в 1905 г. до 10 в 1912 г. В развитии просвещения Казани и всего края особенно значительна была роль Казанского университета. В начале XX в. в университете было 4 факультета! историко-филологический (5 кафедр), физико-математический (7), юридический (5) и медицинский (16). В 1907 г. в университете на всех факультетах было 68 преподавателей (в том числе 9 экстраординарных профессоров) и 50 приват-доцентов. На 1 января 1908 г. в университете насчитывалось 2868 студентов и 630 посторонних слушателей. Студентов татар было только 13. После поражения революции 1905-1907 гг. усилилась реакционная политика царизма в отношении университетов. Казанский университет, в стенах которого в период революции под руководством большевиков происходили бурные митинги студентов и рабочих, фактически подвергается разгрому. Университетская автономия была ликвидирована, а деятельность студенческих обществ запрещена.