Во второй половине XIX в. татарская культура получает значительное развитие. В начале следующего столетия она переживает настоящий подъем. Этот подъем во многом был связан с теми процессами, которые вызвала первая российская революция. Достижения в различных областях культурной жизни татарского общества были столь весомы, что можно говорить о 'серебряном веке' татарской культуры периода 1900-1916 гг. Образование. Основу татарской системы образования по-прежнему составляли мектебы и медресе. В начале же XX в. их количество значительно возросло. Так, в 1905 г. в Казанской губернии насчитывалось 845 мек-тебов и медресе с более чем 54 тысячами учащихся. Через восемь лет этих учебных заведений было уже 967. В них обучалось теперь около 80 тысяч учащихся. Возросло число русско-татарских училищ, русско-татарских школ и русских классов при медресе. Многие выпускники училищ поступали в татарские учительские школы, работавшие в Казани, Оренбурге, Симферополе. Русские классы и русско-татарские школы способствовали приобщению татар к достижениям русский и европейской культуры. Другим важным изменением стало развитие ново-методных (джадидистских) школ. К концу первого десятилетия XX в. подавляющее большинство мектебов и медресе Казанской губернии использовало звуковой метод обучения. Наиболее крупными медресе являлись 'Мухаммадия', 'Касимия', 'Марджания' (Казань), 'Галия', 'Усмания' (Уфа), 'Хусаиния' (Оренбург), 'Расулия' (Троицк), 'Буби' (д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии), 'Губайдия' (с. Байряка Бугульминского уезда Самарской губернии). Как правило, большинство изучаемых в них дисциплин имело светский характер. В 'Мухаммадии', например, преподавались арифметика, география, логика, геометрия, всеобщая история и история России, русский язык, восточные языки, психология, педагогика, этика, медицина, юриспруденция и другие предметы. В этом медресе работали литературный и драматический кружки, выходили рукописные газеты. Конечно, не все медресе находились на должном уровне. Г. Тукай, не без горечи, писал: 'В медресе провели мы очень много лет, потеряли время, потеряли свет'. Но это было явлением нередким и у других народов. Вспомним убогое образование в церковно-приходских школах или 'Очерки бурсы' русского писателя Н.Г. Помяловского, который показал, как духовная семинария уродовала и душу, и тело воспитанников. Вопросы реформирования школ и повышения качества образования волновали в начале XX в. общественность всех народов России. Приметой времени являлось развитие татарского женского образования. Широкой известностью пользовались новометодные школы Л. Хусаиновой, М. Музаффарии, Р. Амирхании, С. Амирхании в Казани, Ф. Адгамовой в Оренбурге, Ф. Гайнутдиновой в Чистополе. В числе изучаемых здесь дисциплин были такие, как татарское письмо и чтение, арифметика, география и история. Еще более широкий круг светских дисциплин входил в программу первой татарской женской гимназии Ф. Аитовой, которая была открыта в конце октября 1916 г. в Казани. В те же годы в Уфе работали курсы для татарских и башкирских учительниц, в Троицке была организована частная женская семинария для татарок. Татарская школа развивалась в трудных условиях. Новым явлениям в ней препятствовали не только кадимисты. Становлению светского образования у татар всемерно противодействовали власти, чиновники на местах. Примечательно название книги, которую издал в 1908 г. инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов, - 'Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе'. Как 'в высшей степени нежелательное явление' была охарактеризована светская школа татар в материалах 'Особого совещания' по мусульманским делам, которое состоялось в 1914 г. в Петербурге. Однако ничто не могло погасить стремления татар к знаниям. 'Среди народностей, населяющих восточную часть России, - отмечал тот же Я.Д. Коблов, - татары магометане занимают первое место. Процент грамотных среди них очень велик даже по сравнению с русскими. Из какого бы класса ни происходил татарин, он непременно знает начатки вероучения, умеет читать и писать по-татарски'. В начале XX в. около 80 процентов татарского населения края владело грамотой на родном языке. Усиливалась тяга и к получению высшего образования. Если в 1908 г. среди студентов Казанского университета было 13 татар, то через пять лет - 27. Татарская речь была слышна и в университетах Москвы, Петербурга, Киева, Одессы и даже за рубежом. Так, татары учились в высших и средних учебных заведениях Парижа, Льежа, Лейпцига, Женевы, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Токио. Несколько татар окончили Каирский, Стамбульский университеты. Разумеется, образование в университетах и других высших учебных заведениях европейского типа было доступно юношам и девушкам из состоятельных семей. Литература. В истории татарской литературы начало XX в. стало переломным этапом. Это был период ее невиданного расцвета, возникновения и формирования новых направлений и художественных методов. Видоизменялись традиционные жанры, возникали новые, расширился круг тем. Неотъемлемой частью литературно-художественного процесса стала татарская литературная критика. Татарские писатели, поэты все более активно использовали опыт и достижения восточной, русской и западноевропейской литератур. На первое десятилетие века приходится и пик творчества mediumитературную арену молодых писателей. Многие из них впоследствии стали классиками татарской литературы. Стремительно и весомо вошел в художественную, общественно-политическую жизнь татарского народа Габдулла Тукай (1886-1913). Это был не только великий поэт, но и блестящий прозаик, публицист, педагог. Тукай стал одним из основателей новой татарской литературы, современного татарского языка. Им были заложены основы татарской реалистической критики. Высокий долг поэта-гражданина, любовь к родному языку, родной земле, проблемы равноправия женщин, мечты об обществе, свободном от социального и национального гнета, обличение самодержавия, феодально-патриархальных пережитков, консерватизма - все эти темы нашли отражение в творчестве Тукая. В числе его произведений назовем такие, как 'Писателю', 'Пара коней', 'Шурале', 'Свободу женщине', 'Не уйдем', 'Сенной базар, или Новый Кисекбаш'. Особое звучание у Тукая приобрела тема дружбы русского и татарского народов. В стихотворении 'Надежды народа в связи с юбилеем' он писал:
На русской земле проложили мы след, Мы чистое зеркало прожитых лет. С народом России мы песни певали, Есть общее в нашем быту и морали, Один за другим проходили года, - Шутили, трудились мы вместе всегда. Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить.[...]
Но кончается оно гневным напоминанием самодержавию:
Мы верные дети единой страны, Ужели бесправными быть мы должны?
Произведения Тукая не теряют свою притягательную силу и сейчас. Его стихотворение 'Туган тел' ('Родной язык') стало как бы неофициальным гимном татарского народа. Умер Тукай молодым, в двадцать семь лет, от туберкулеза легких.