ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История Казани / Казань в 30-е г...

РЕСПУБЛИКА

 
Казань в 30-е годы
Казань в середине 30-х годов
Культура в 20-30-е годы
Наука и образование в Казани 20-30-х годов
Развитие города
Реклама
Все стулья
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Культура в 20-30-е годы

   Действенными очагами культуры и просвещения становились культурно-просветительные учреждения. В конце 1920 г. в Казани была 71 библиотека против 9 библиотек в 1914 г., 33 рабочих клуба.
   В Казанском музее активно и плодотворно работали Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, М. Е. Евсеев. К моменту третьей годовщины Великого Октября Татария имела уже восемь музеев.
   В годы гражданской войны трудились в Казани писатели, журналисты-публицисты, мастера кисти и резца, деятели музыкальной культуры, артисты местных театров. Очень широкий размах получила художественная самодеятельность рабочих и красноармейцев. По мере преодоления экономической разрухи создавались необходимые предпосылки для восстановления учреждений культуры, деятельность которых прекратилась в начале двадцатых годов в связи с засухой и гокюдом. Возобновляли свою работу клубы, библиотеки, театры, школы, кинотеатры, детские сады, детские дома, расширялась сеть больниц, аптек, других учреждений здравоохранения.
   В двадцатых годах с участием широких кругов общественности активно обсуждались многие проблемы и вопросы, связанные со спецификой национальных аспектов культурного строительства. Предметом большой дискуссии стал комплекс вопросов, связанных с переводом татарской письменности с арабской графики к новому алфавиту, основу которого составляла латинская графика (яналиф). В ряде выступлений Галимджана Ибрагимова, Галимджана Шарафа и некоторых других писателей и ученых было изложено их отрицательное отношение к введению яналифа. Писатель Шамиль Усманов, писатель, ученый и журналист Фатых Сайфи-Казанлы возглавили движение латинистов. 8 февраля 1928 г. ЦИК и СНК Татарской АССР приняли постановление о мероприятиях по введению латинского шрифта татарской письменности. В дискуссионном порядке обсуждались многие вопросы об отношении к культурному наследию татарского народа.
   Книгоиздательское дело. По мере повышения уровня грамотности рабочих и крестьян из года в год росло значение книги в созидании новой жизни. В Казани основную массу изданий составляли: общественно-политическая, производственная, учебно-педагогическая, художественная, научно-атеистическая литература. Пристальное внимание обращалось публикации политической литературы. В составе Татарского обкома ВКП (б) была создана специальная комиссия по организации переводов и публикации сочинений В. И. Ленина. В переводе работ Владимира Ильича на татарский язык и налаживании их издания большие заслуги принадлежат Галимджану Ибрагимову, Латыфу Гумерову, Гумеру Альмухаметову (Альми), Махмуду Максуду, Сагиду Файзуллину, Ярулле Ярмакееву. Издательская деятельность в Казани получала с каждым годом более широкий размах. В 1939 г. только Татгосмздатом было выпущено 6112 тыс. экземпляров книг.
   В 1927 г. в Казани началось регулярное радиовещание. Горячим энтузиастом, неутомимым пропагандистом и популяризатором этого дела стал участник гражданской войны, молодой писатель Шамиль Усманов. При организации радиовещания учитывался многонациональный характер края - Казанская радиостанция вела передачи на русском, татарском и чувашском языках. Она держала своих слушателей в курсе важнейших событий внутренней жизни страны и внешней политики. В радиопередачах регулярно принимали участие известные певцы Гульсум Сулейманова, Газиз Альмухаметов, Марьям Рахманкулова, Гайша Кама-ева, Ситдик Айдаров, Мухаммед Сафин, Фавия Хасанова, Рокия Бахтиева-Садрижиганова, Амина Шангареева, музыканты - Файзи Биккинин, Мухаммед Яушев, Хабибулла Ахмадуллин.
   В татарской литературе можно назвать целый ряд писателей, вошедших в историю. Это и Галимджан Ибрагимов, произведения которого по праву вошли в золотой фонд советской литературы.Выдающийся тюркменсикй писатель Берды Кербабаев писал: "Да, Галимджан был моим первым учителем. Добавлю, может быть основным. Конечно, я учился и у других писателей, и в первую очередь, на примерах русской классической и советской литературы. Но русский язык знал тогда еще очень плохо".
   Значительными вехами на пути развития татарской советской литературы стали многочисленные произведения таких известных, заслуживших всеобщее уважение писателй, как Галиаскар Камал,
  Маджит Гафури, Шариф Камал, Карим Тинчурин, Мухамед Гали, Фатхи Бурнаш, Фатых Сайфи-Казанлы. Широкую известность получили произведения молодых авторов: Хади Такташа, Мусы Джалиля, Хасана Туфана, Фатыха Карима, Кави Наджми, Аделя Кутуя, Сибгата Хакима и т.д.
   В тридцатых годах уверенно вошли в литературу Михаил Бубеннов, Андрей Алдан-Семенков, Бруно Зернит, Иван Заботин и др.
   В двадцатых-тридцатых годах интенсивно начала развиваться музыкальная культура татарского народа. В этом велика роль русской музыкальной культуры, в особенности профессорско-преподавательского состава прославленных Московской и Ленинградской консерваторий. Особо можно выделить Г.И. Литинского - талантливому композитору, ученому. Среди его учеников почетное место занимал татарский композитор Назиб Жиганов.
   Татарская оперная студия, открытая при Московской консерватории, стала кузницей подготовки квалифицированных кадров.
   Интересен в этом плане Восточный музыкальный техникумом в Казани, выпускники которого стали композиторами и видными артистами-вокалистами, инструменталистами. В Казани были открыты несколько детских музыкальных школ. Квалицированное преподавание музыки было налажено в ряде школ Казани.
   Молодая татарская профессиональная музыка шаг за шагом добивалась значительных результатов, завоевывала одну вершину за другой. Летом 1925 года в дни празднования пятилетия Татарской республики, была осуществлена остановка первой татарской оперы "Сания". Ее авторы, композиторы - Василий Виноградов, Султан Габяши, газиз Альмухаметов. Дирижером выступал директор музыкального техникума А.А.Литвинов. В постановке приняли участие хор и симфонический оркестр музыкального техникума. Главные роли исполняли ученицы музыкального техникума Разия садыкова, зюгра байрашева (а с 1927 года - Сара Садыкова), Галия Кайбицкая, Газиз Альмухаметов, студент Ленинградской консерватории Ахат Хисамов. Балетмейстеры Юлио Муко и Зинаида Чарушина.
   В 1930 годы увидела всет рампы вторая татарская опера "Эшче" (Рабочий) тех же трех композиторов. Дирижер А.А. Литвинов, хормейстер Султан Габяши, балетмейстер Ю. Муко, художник Пьер Сперанский, режиссер-постановщик Сулейман Валиев. Исполнителями главных ролей в "Эшче" были: Марьям Рахманкулова, Галия Кабицкая, Наиля Рахматуллина, Шамсенур Валиева, Газиз Альмухаметов, Ситдик Айдаров, Фахри Маннапов, Ахат Хисамов.
   Татарская музыка в тридцатых и начале сороковых годов обогатилась плеядой талантливых композиторов, способных не только творить простейшие произведения профессиональной музыки, но и создавать оперы, балеты симфонии. Величайшей популярностью в самых широких кругах бессмертные произведения замечательного татарского композитора, основоположника татарской профессиональной музыки Салиха Сайдашева.
   В 20-30-х годах стали изветсными имена таких композиторов, как мансур Музафаров, Джаутат Файзи, Фарид Яруллин, Назиб Жиганов, Александр Кочаров, Загид Хабибуллин и др.
   В 1937 году в Казани началась деятельность Татарской государственной филармонии. Был сформирован и приступил к работе Государственный ансамбль песни и танца Татарской АССР.
   Важным событием в культурной жизни Татарии явилось создание в Казани Татарского театра оперы и балета. Он открылся 17 июня 1939 года опреой молодого композитора Назиба Жиганова "Качкын" (Беглец). 23 июня 1940 года состоялась премьера оперы Мансура Музафарова "Галябану" (либретто А. Ерикеева).
   Казань издавна относилась к чмслу "театральных" городов России. Казанцы относились к театральному искусству с чувством благововения и высоко ценили талант мастеров сцены. Известный советский актер Михаил Жаров, который в 20-х годах здесь плодотворно трудился, в своих воспоминаниях писал: "Казань - город универсальный. Казанская публика необыкновенно театральная. У театра много подлинных друзей, собственно, вся городская интеллигенция - друзья театра."
   В Казани начала свой триумфальный путь к вершинам мировой славы целая плеяда артистов - Ф. И. Шаляпин, В.И. Качалов, П.А. Стрепетова. Поэтому приглашение казанцев выступать в их городе охотно принимали и прославленные мастера сцены и одаренные юноши и девушки, только что начинающие свой творческий путь. В 1923-1925 годы на казанской сцене с неизменным успехом выступал замечательный артист И.А. Слонов, получивший широкую известность не только в Поволжье, но и покоривший своим талантом сердца поклонников сценического искусства всего Советского Союза. В середине 20-х годов казанцы имели возможность любоваться и наслаждаться чудодейственным искусством А.М. Кречетова. Особенно большой и запоминающейся удачей актера стала роль Петрония в инсценировании романа Г. Станкевича "Камо грядеши?" (24 февраля 1924 года). В роли Нерона выступил известный актер А. Георгиевский, Марка Виниция - В. Любимов, впоследствии народный артист РСФСР.
   В 20-30--х годах в Казанском Большом русском драматическом театре трудились такие великолепные мастера сцены, как А.И. Царев, М.И. Жаров, П.О. Герага, В.В. Белокуров, Ф.В. Григорьев, Е.Е. Жилина, Г.П. Ардаров и др.
   Замечательным мастером казанского татарского театра был Мухтар Мутин, талантливо воплощающий на сцене героические, потрясающие зрителя образы. "Он был далек от бытового театра и играл в основном классику - Гамлета, Отелло в одноименных трагедиях Шекспира, Фердинанта в "Коварстве и любви", Карла Мороа в "Разбойниках" Шиллера".
   В начале 1926 года было отмечено двадцатилетие татарского театра.
   Театральное искусство в Казани охватило не только взрослую аудиторию, но юношество и детей. В феврале 1935 года был создан Казанский театр юного зрителя (ТЮЗ). Главным режиссером был назначен А. Ю. Вилинский-Боголюбов. Первым спектаклем ТЮЗа стали "Разбойники" Ф. Шиллера.
   В 1934 году в Казани был организован Казанский театр кукол. Инициатором его создания выступил С.М. Мерзляков.
  
  
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru