В X в. с введением христианства на Руси был принят применявшийся в Византии юлианский календарь, а летоисчисление стало вестись от "сотворения мира", т.е., по церковному преданию, за 5508 лет до Рождества Христова, или новой эры. Год начинался с 1 марта. С середины XIY в., в соответствии с определением Никейского собора Русская православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. Указом Петра 1 в 1700 в России было введено летоисчисление от Рождества Христова и начало года с 1 января. Однако церковный год по-прежнему начинается с сентября. В 1918 г. в нашей стране был введен григорианский календарь (т.н. новый стиль), отличающийся на 13 суток от юлианского календаря (старого стиля). Русская православная церковь сохранила старый стиль. Во многих зарубежных автокефальных православных церквах принят новый стиль; по новому стилю живет и католическая церковь.
Православные праздники по времени проведения подразделяются на неподвижные, приходящиеся на одни и те же числа месяца, и подвижные, перемещающиеся по календарю в зависимости от дня Пасхи. Дата Пасхи устанавливается по движению луны. Согласно установлениям Никейского собора Пасху надлежит отмечать в первое воскресение, "следующее за полнолунием, совпадающим с весенним равноденствием или бывающим после него". Таким образом, Пасха по лунному календарю бывает в одно определенное время, а по календарю гражданскому, солнечному, получает разные даты в течение 35 дней - с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. (Все праздники в настоящем календаре даны по новому стилю).
Помимо праздников, большую роль в православии играют посты - периоды воздержания от животной пищи, чувственных удовольствий и развлечений - с целью достижения молитвенного сосредоточия. Главные среди них - четыре многодневных поста: Великий Пост, Петров Пост, Успенский Пост, Рождественский пост. Приняты также и однодневные посты: среда и пятница в течение года, кроме праздничных "сплошных" недель; канун Крещения Господня, День Усекновения главы Иоанна Предтечи, День Воздвижения Креста Господня.
Название праздника | Дата празднования | Событие или догматическая идея, лежащая в основе праздника | Характерные черты культового и бытового празднования |
Рождество Христово(двунадесятый непереходящий праздник) | 7 января | Рождение Иисуса Христа в палестинском городе Вифлееме от Девы Марии | Празднику предшествует шестинедельный пост В канун праздника (сочельник! не разрешается принимать пииту до вечера - "до звезды". Торжественное богослужение совершается в ночное время или ранним утром Принято в течение праздничной недели "славить Христа" в домах верующих |
Крещение Господне(двунадесятый непереходящий праздник) | 19 января | Крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан Этот момент ознаменовался явлением Божественой Троицы. | Накануне праздника в Крещенский сочельник 1 день постный` совершается великое освящение воды в храмах, а также в естественных водоемах, в проруби Эту воду верующие хранят в течение года, используя ее при заболеваниях как целебное средство В наше время возвращается обычай в этот день купаться в проруби, подражая погружению Иисуса Христа в воды Иордана |
Сретение Господне(двунадесятый непереходящий праздник) | 15 февраля | Установлен в память о встрече (славянок, "сретение") младенца Иисуса Христа, со старцем Симеоном в Иерусалимском храме на 40-й день по рождении. Старцу было обещано свыше, что он не умрет, пока не увидит пришедшего в мир Спасителя. | По традиционным народным представлениям в этот день зима встречается с весной. |
Благовещение Пресвятой Богородицы(двунадесятый непереходящий праздник) | 7 апреля | В память о "благой вести", сообщенной архангелом Гавриилом св. Деве Марии - о том, что она родит Сына Божьего Иисуса Христа, Спасителя Мира. | |
Вход Господень в Иерусалим(двунадесятый переходящий праздник) | Воскресенье за неделю до Пасхи | Установлен в память о вхождении Иисуса Христа в Иерусалим, где, спустя несколько дней он примет крестную смерть, а затем воскреснет. | За богослужением совершится освящение вербы (в простонародии праздник еще именуется "вербным воскресением"), как аналога пальмовых ветвей, которыми народ приветствовал Христа при вхождении его в Иерусалим. По народным поверьям эта верба обладает способностью отгонять "злых духов". |
Светлое Христово Воскресение. Пасха | | Главный праздник Православной церкви, Посвящен воскресению Иисуса Христа из мертвых на третий день после распятия, что является залогом спасения всех верующих в Него для вечной жизни. | Торжественное богослужение совершается ночью, в его начале - крестный ход вокруг храма. Праздник длится семь дней. Верующие в такие дни приветствуют друг друга взаимными возгласами; "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!". |
Вознесение Господне(двунадесятый переходящий праздник) | Четверг шестой недели после Пасхи | Посвящен вознесению Иисуса Христа на небо | |
День Святой Троицы. Пятидесятница. День Святого Духа.(двунадесятый переходящий праздник) | Воскресенье, через семь недель после Пасхи. | Установлен в память о сошествии Св. Духа на апостолов - учеников Иисуса Христа в виде огненных языков. В результате апостолы получили способность проповедовать учение Христа на языках различных народов. | По народному обычаю, восходящему к дохристианской эпохе, украшаются храмы и жилища ветками деревьев, преимущественно березовыми, что связано с древними культами духов растительности. |
Преображение Господне (двунадесятый 1 непереходящий праздник) | 19 августа | Преображение Иисуса Христа в присутствии своих учеников Петра, Иакова и Иоанна во время молитвы на горе близ Иерусалима, Его лицо просияло как солнце, а одежда сделаласьподобно свету. | В народном календаре этот праздник именуется также "яблочным Спасом", который указывал на пору созревания фруктов. За праздничным богослужением совершается обряд освящения плодов нового урожая. |
Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый непереходящий праздник) | 28 августа | День кончины Божьей матери. | Празднику предшествует двухнедельный пост. Кроме обычного праздничного богослужения Божьей матери. |
Рождество Пресвятой Богородицы(двунадесятый непереходящий праздник) | 21 сентября | Отмечается рождение Марии - будущей матери Иисуса Христа. | |
Воздвижение Креста Господня(двунадесятый непереходящий праздник) | 27 сентября | Праздник установлен в ознаменовании события, о котором свидетельствует благочестивое предание: обретение в IV в. креста, на котором был распят Христос, и установлении его на горе распят). | День строгого поста. Накануне дня праздника за вечерним богослужением из алтаря выносится крест и возлагается на аналое посередине грома для особого поклонения верующих. |
Введение во храм Пресвятой Богородицы(двунадесятый непереходящий праздник) | 4 декабря | Введение трехлетней Марии, будущей матери Иисуса Христа, в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. |