В начале XX столетия Россия вступила в период империализма, вызвавшего крайнее обострение всех социальных и политических противоречий. Неуклонный рост рабочего и крестьянского движения, усиление национально-освободительной борьбы - все это свидетельствовало о том, что в стране назревала народная революция. Руководящей силой буржуазно-демократической революции выступал пролетариат - самый революционный класс капиталистического общества, а его боевым союзником стало многомиллионное крестьянство. В период империализма положение трудящихся Казани, как и всей страны, резко ухудшилось. Это усиливало их ненависть к царизму, обостряло классовую борьбу. Происходили забастовки и демонстрации рабочих, .Чтобы усилить руководство нарастающим революционным движением, необходимо было укрепить местную социал-демократическую организацию, расширить ее связи с массами. В этом чрезвычайно важную роль сыграла ленинская газета 'Искра'. На рубеже двух веков в Казани действовала социал-демократическая группа, в которую входили опытные революционеры Н. А. Семашко и А. С. Кулеша, передовые рабочие Е. П. Табейкин, Ф. Ф. Феофанов и др. Ленинская 'Искра' помогла казанским социал-демократам в борьбе с раздробленностью, в переходе от пропаганды в кружках к широкой агитации в массах. 'Целым открытием явился для нас,- вспоминал Н. А. Семашко,-первый номер 'Искры'. Мы горячо обсуждали его... Пропаганда идей 'Искры' стала для нас основной задачей в работе среди рабочих'. Казанской социал-демократической группе удалось установить с ленинской 'Искрой' непосредственную связь. Переписка шла в основном через Н. К. Крупскую - секретаря редакции. В ее записной книге с русскими адресами имеются и адреса казанцев. Для посылки нелегальной литературы и писем редакция 'Искры' пользовалась, в частности, следующим адресом: 'Казань, Рыбнорядская улица, дом Докучаева, Юлии Петровне Гороховой'. В свою очередь, местная социал-демократическая организация регулярно посылала в редакцию корреспонденции о стачках и демонстрациях рабочих, студенческих волнениях и пр. Тесную связь с казанскими социал-демократами поддерживал Н. Э. Бауман-агент 'Искры'. В письме в редакцию от 31 декабря 1901 г. он писал: 'Если у меня будет в достаточном количестве товара (имеется в виду искровская литература- ред.), то я могу удобно доставлять (без значительных проволочек) в Нижний, Казань. Самару, Саратов... со всеми этими пунктами установлены способы доставки'. Казанские социал-демократы установили связь и с некоторыми другими агентами ,'Искры'. Они получали искровскую литературу с Кавказа, из Петербурга, Самары, Харькова и Полтавы. Так, в, посылке, отправленной в Казань летом 1901 года из г. Константинограда Полтавской губернии, содержалось более 300 экземпляров новых искровских изданий. С помощью 'Искры' казанская социал-демократическая группа создала свою, библиотеку, которой широко пользовались члены революционных кружков' В ней были,, сосредоточены такие произведения, как 'Манифест Коммунистической партии', 'Капитал', 'Наемный труд и капитал', 'Нищета философии' К. Маркса, 'Развитие научного социализма' ф. Энгельса, 'Задачи русских социал-демократов' В. И. Ленина и много другой нелегальной литературы. Казанские социал-демократы организовали также собственное издание марксистской литературы. Были переведены на русский язык и изданы гектографическим способом 'Гражданская война во Франции' и 'Крестьянская война в Германии' Ф. Энгельса. Руководствуясь идеями ленинской 'Искры', казанские социал-демократы решили объединить разрозненные марксистские группы, создать единый партийный центр, чтобы усилить свое идейное влияние на массы, внести в рабочее движение социалистическое сознание. Однако завершению работы по оформлению комитета мешали систематические репрессии полиции, 22 декабря 1902 года было арестовано большинство руководителей Казанской социал-демократической организации. Лишь некоторые из них, в частности, А. П. Брже-зовский, И. Л. Ямзин, Е. П. Табейкин, остались на свободе. Эти наиболее опытные социал-демократические деятели стали сплачивать уцелевших членов партийной организации. В начале 1903 года в Казань из Одессы приехал профессиональный революционер, убежденный искровец Н. Н. Накоряков, который сразу установил контакт с А. П. Бржезовскнм и другими деятелями партийной организации. Их усилиями в январе 1903 года оформление Казанского комитета РСДРП было полностью завершено. В его состав вошли: А. П. Бржезовский, Н. Н. Накоряков, Е. П. Табейкин, Н. П. Брюханов, Н. Л. Ямзин и др. На первом же заседании комитет заявил о присоединении к ленинской 'Искре'. В единодушно принятой резолюции говорилось: 'Признавая организацию 'Искры' единственной, могущей объединить все современные комитеты и группы под знаменем РСДРП, Казанский комитет постановляет принять без изменения программу 'Искры' и считает ее - 'Искру' -своим руководящим органом'. Казанский комитет РСДРП сразу развернул широкую агитационно-пропагандистскую работу в массах, чтобы вовлечь их в активную революционную борьбу. Были выпущены на русском и татарском языках прокламации - 'Ко всем рабочим' и 'Казанскому обществу', разъясняющие необходимость решительной борьбы за уничтожение царизма и установление в стране демократического строя. Эти первые прокламации городской социал-демократической организации оказали чрезвычайно большое влияние на массы. Учитывая национальный состав населения Казани и губернии, социал-демократический комитет уделял большое внимание распространению революционных идей среди трудящихся татар. В его прокламациях, издаваемых на татарском языке, неустанно разъяснялось, что рабочие - татары или русские - все одинаково испытывают гнет капитала. Поэтому им следует жить одной семьей и бороться с классовым врагом плечом к плечу. Комитет последовательно и настойчиво пропагандировал идею пролетарского интернационализма. Летом 1903 года состоялся II съезд РСДРП, созванный усилиями ленинской 'Искры'. Съезд создал всероссийскую революционную рабочую партию, принял подлинно марксистскую программу, открыто и четко выдвигавшую требование диктатуры пролетариата. Ознакомившись с материалами съезда, казанские социал-демократы решительно осудили раскольническую деятельность меньшевиков и без малейшего колебания встали на большевистские позиции. После II съезда РСДРП Казанский комитет значительно усилил свою деятельность. Однако в дальнейшем из-за полицейских репрессий партийная организация постепенно ослабела. 18 декабря 1903 г. Казанский комитет подвергся очередному разгрому. Были арестованы почти все его активные деятели. В условиях назревания в стране революционого кризиса необходимо было укрепить и усилить руководящую роль местных социал-демократических организаций. С этой целью Восточное бюро ЦК РСДРП в июне 1904 года направило в Казань опытного рабочего-революционера Никифора Ефремовича Вилонова (Михаила Заводского). Вскоре после его приезда был восстановлен Казанский комитет РСДРП, в состав которого вошли В. В. Адоратский, А. С. Кулеша, Н. Е. Вилонов (ответственный организатор), Н. И. Дамперов и др. Несколько позднее в комитет был введен и профессиональный революционер-ленинец И. А. Саммер, приехавший в Казань в октябре 1904 года. В это время в работе социал-демократической организации активное участие принимал С. М. Костриков (Киров) - ученик Казанского промышленного училища. Он распространял большевистские листки среди рабочих, участвовал в революционном движении учащейся молодежи. Руководствуясь решениями II съезда РСДРП, Казанский комитет развернул энергичную деятельность в массах. Были установлены регулярные связи с рабочими крупных промышленных предприятий, учащимися высших и средних учебных заведений, солдатами некоторых воинских частей. По инициативе Н. Е. Вилонова был создан марксистский кружок высшего типа, в котором занимались наиболее подготовленные члены партии. Комитет, как и прежде, придавал большое значение революционному воспитанию трудящихся татар. Под руководством X. Ямашева действовал на Алафузовском заводе социал-демократический кружок для татарских рабочих. В конце 1904 года возник марксистский кружок в Казанской татарской учительской школе, наиболее подготовленные члены которого переводили большевистские листовки на татарский язык и распространяли их среди рабочих промышленных предприятий. Русско-японская война приблизила революцию. Все больший размах принимали стачки, демонстрации, митинги рабочих, крестьян и студенчества. 'Самодержавие ослаблено,- писал В. И. Ленин,- в революцию начинают верить самые неверующие. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции'.