Проект "Сказки о золотых яблоках" соединяет современное уличное искусство и татарскую культуру. Артур Гранд рассказывает о паблик-арте в Альметьевске.
Я обожаю стрит-арт. Уличное искусство не просто преображает город, это не мейкап и не спецэффекты, оно задает ритм, напряжение, это высказывание на актуальные темы; изнанка пространства, являющаяся его содержанием. Представьте себе Берлин без муралов - обесточенный город.
Стрит-арт не думает о вечности, он живет здесь и сейчас. Любой тег, оставленный сегодня на стене, может завтра исчезнуть. Это созвучно нашему времени, ускоренному, мимолетному, постоянно взрывающемуся и агонизирующему; прямой эфир, стримительное настоящее, right here right now.
Стрит-арт не думает о вечности, он живет здесь и сейчас.
Самое интересное - обнаруживать уличное искусство не там, где его ждешь (Берлин, Барселона), а где не ожидаешь. Внезапные интервенции стрит-арта - не просто освоение новых территорий, а их переосмысление. Как-то я оказался в Альметьевске, это нефтяная столица Татарстана, небольшой тихий опрятный город, не похожий на российскую провинцию именно в силу своей ухоженности. Скучная советская архитектура, кафе и ресторанов практически нет, много зелени, мечети и муралов.
Паблик-арт программа "Сказка о золотых яблоках" возник по инициативе Татнефти и осуществлен Институтом исследования стрит-арта. Художники со всего мира приезжают в Альметьевск и создают муралы на тему татарской культуры и идентичности. Есть даже специально разработанный веломаршрут по альметьевскому паблик-арту и лазерная инсталляция с элементами дополненной реальности.
Украинский художник Дима Fatum в коллажной технике создал портрет Ризы Фахретдинова, знаменитого татарского ученого и писателя, а также заглавную работу серии муралов "Азбука" (?лифба), посвященную татарской письменности, претерпевшей за последние сто лет несколько радикальных изменений (арабское письмо сменилось латиницей, а затем кириллицей).
Итальянец Hitnes, мировая звезда стрит-арта, нарисовал диптих "История яблок", который отсылает к истории города и сказке "Зухра", рассказывающей о возникновении различных видов птиц. Его мурал с красными безумными птицами великолепен. Художник известен тем, что избегает общения и скрывает имя и фамилию за своим ником. Заметив меня (он работал над муралом-яблоней), Hitnes еле заметно кивнул, спрятался под капюшон и поднялся на кране.
Уругвайский художник Николас Санчез (Alfalfa), нарисовавший гигантскую гусыню, оказался куда более общительнее итальянца. Рассказал, что впервые приехал в Россию и что обычно делает монохромные черно-белые муралы, но жители Альметьевска попросили его добавить цвета (что он и сделал).
Москвич Артем Стефанов (STFNV), много сотрудничавший с организаторами техно-рейвов Arma17, создал на стенах здания котельной в центре города масштабный мурал "Процесс" в технике глитч и оптической иллюзии. Это размышление на тему происхождения нефти (существуют разные теории), индустриальная нефтяная космогония.
Многие альметьевские муралы могут показаться наивными, слишком очевидными, но их бессмысленно сравнивать, например, с берлинским стрит-артом. В искусстве (любом) важен контекст, а в современном - тем более. Проект "Сказки о золотых яблоках" мне кажется ничуть не менее радикальным, чем острое политическое уличное высказывание в каком-нибудь Кройцберге. Жители Альметьевска (как и почти любого провинциального российского города) воспитаны в жесткой традиции классического искусства. Уличное искусство для них - не просто нечто новое, это вызов привычным представлениям о красоте, городском пространстве etc. Авторы проекта рассказывали, что само слово "мурал" приживалось в Альметьевске довольно долго.
Уличное искусство перепридумывает город, требует иной оптики, усложнения картины мира; вместо автоматизма восприятия - поиск новых визуальных и содержательных рецепторов.
Встреча старого и нового, классики и современности - это всегда столкновение. К тому же художники, работающие в Альметьевске, не оставляют свои работы в музее или галерее, а предлагают местным жителям взаимодействовать с ними ежедневно. Уличное искусство перепридумывает город, требует иной оптики, усложнения картины мира; вместо автоматизма восприятия - поиск новых визуальных и содержательных рецепторов. Кстати, после того как "Сказки о золотых яблоках" обжились в Альметьевске, в нем стало больше спонтанного (не заказного) стрит-арта.
И пока в Москве и Петербурге с уличным искусством отчаянно борются, в Альметьевске паблик-арт развивается, теги и хэштеги художников со всего мира привлекают внимание к малоизвестному городу, о котором никто никогда не думал в контексте современного искусства или туризма. А если кому-то хочется разглядеть в альметьевских муралах символизм, то об этом подробно расскажет один из экспертов проекта Альфрид Бустанов, доктор философии, преподаватель Амстердамского университета. О Ризе Фахретдинове и высокой исламской культуре (отпечатанной теперь и на домах Альметьевска) он может рассказывать часами; мы с ним сошлись на том, что мир будущего постнационален. А что может объединять сильнее, быть конвульсивнее и футуристичнее, чем улица?
? Материал опубликован не на правах рекламы.