Музей национальной культуры создан на базе Казанского филиала Центрального музея В.И. Ленина в 1992 году. Музей является структурным подразделением НКЦ 'Казань' и размещается в трех экспозиционных залах общей площадью 2,6 тыс. кв. м.
Сегодня это одно из интенсивно развивающихся музейных объединений, сориентированный на тип национальной сокровищницы, где активные ретроспективные тенденции по реконструкции истории сочетаются с задачами комплектования и экспонирования современного искусства.
Музей имеет концептуальную установку на целостное воссоздание эпохи, объединяя памятники-уникумы и историко-художественные комплексы. Наряду с подлинниками демонстрируются научные реконструкции, реплики и высокохудожественные копии, например, ансамбли одежды и снаряжений воинов - комплекс, воссозданный М. Гореликом, 'Воины Евразии', 'Тронный зал казанских ханов' или 'Государственные раритеты Казани', 'Библиотека Суюмбике' и другие.
Научным коллективом проводится большая работа по изучению и возвращению навсегда утерянных и мигрировавших в другие коллекции памятников этнополитической и духовной истории татарского народа различных этапов и разных мест их локализации (культуры гуннов, тюрков, отдельных раритетов булгар, Казани). 'Казаневедение' оформилось здесь в целое направление.
С подлинным профессионализмом на основе древних технологий воссозданы такие значительные памятники художественной культуры Казани, как первый по времени найденный здесь 'казан' - котел, раскрывающий одну из мифологических версий происхождения города; знаменитая 'Казанская шапка', или государственной корона казанских ханов. Разрабатываются версии ханского трона, упоминаемых в летописях и исторических документах 'Булавы Мухаммеда Эмина', государственного щита, походных карт, знамени, одежды воинов и знати, представителей духовенства...
Строительство экспозиции музея сопровождается также созданием живописно-монументальных панно, архитектурно-скульптурных композиций, диорам, где находят отображение важнейшие вехи и факты на путях формирования Казани как средневекового города и столицы татарского этноса. Это - 'Шелковый путь', 'Столица Кубрата - Фанагория', 'Великий Биляр', 'Светозарная Казань'.
В своей экспозиционной деятельности, нацеленной на освоение современной практики музейного строительства, Музей национальной культуры стремится создать настоящий театр истории, призванный дать яркое художественно-образное, романтическое представление о прошлом, его влекущих событиях и личностях. Закономерно, что, согласно времени формирования музея, доминирующую роль в составе коллекции Музея национальной культуры играет современное татарское искусство экстерриториального направления, объединяющее творческие силы Татарстана и татарской диаспоры.
Художники различных регионов и стилевых течений плодотворно работают в области исторической темы, создавая этнографическую и романтическую национальную картину на исторические сюжеты, 'народные сцены' и батальный жанр, картины в духе 'неоакадемизма' (Р. Загидуллин. 'Древняя Казань. XVI в.', 'Защитники Казани'; Н. Хазиахметов 'Суюмбика', 'Колыбель Утямыша; Ф. Халиков. Реконструкции Казани X-XVI в. (по научной версии Д. Хафизова), 'Казань середины XVI в.', 'Взятие Казани' и другие.
За короткий, но яркий отрезок своего существования музей сумел приобрести ряд уникальных археологических, археографических и этнографических экспонатов. Они иллюстрируют различные стороны торгово-экономической, политической и духовной жизни региона, а также духовные, культурно-экономические, конфессиональные связи Казани. Красоту и уникальность художественного наследия народа утверждают найденный на территории древней Булгарии, в восточном Закамье, клад позднесасанидского серебра VIII - DC вв., (так называемый 'Чулманский клад'); признанный кладом мирового значения 'Каратунский клад' золотоордынских монет эпохи Тохтамыша в количестве 28500 монет, чеканенных в восьми городах государства Золотая орда; татарская филигрань ('бугорчатая скань') булгарского времени и XVIII-XIX столетий (поясные застежки с инкрустированными самоцветами из коллекции татарского историка и просветителя Ш. Марджани); серебряные коранницы, рукописные Кораны XVin-XDC вв., шамаили.
К числу сенсационных приобретений музея следует также отнести парсуну неизвестного художника 'Царица Суюмбика с сыном' XVI-XVII вв., репродукции с которой широко представлены в различных изданиях и фондах республики, научной атрибуцией и детальным изучением которой в настоящее время работает научный коллектив музея.