К 70-80-м гг. XVII века относится творчество Мавла Колыя. Произведения его противоречивы. Достичь справедливости он мечтал с помощью религии. М. Колый внес свой вклад в дальнейшее совершенствование техники и формы татарского стиха. Правда, в его поэтической речи еще много древнетюркских, архаических элементов. И все же он ограничивал использование непонятных народу арабских и персидских слов и выражений. Мавла Колый называл свои стихотворения 'хикметами' и 'газелями'. До нас дошли одна 'газель' и девяносто семь 'хикметов'. В предисловии к ним поэт указывает, что они создавались в 1088 г. хиджры, т. е. в 1677 году н. э. Он отмечает при этом, что пишет 'в граде Булгар над рекой'. В стихах наряду с религиозной тематикой нашли отражение его мысли и суждения о жизни отдельных слоев общества, их взаимоотношениях, вопросы морали и другие проблемы светской жизни. Его произведения впервые были опубликованы в 1927 г. в журнале 'Вестник Научного общества татароведения'. В стихотворении 'О самом поэте и его творчестве' он говорит:
'...Беспросветно прошли мои годы, друзья, Под глазами прорыта слезами стезя... Был я ветром познанья и страсти носим, До конца отдал дань я страданьям земным. Этот мир удивителен, незаменим...'
center>Зодчество Наиболее выдающимся памятником архитектуры этого времени является 58-метровая дозорная проездная башня, известная под названием башня Сююмбике. В Казани нет другого памятника архитектуры, с которым было бы связано столько легендарных преданий, и время строительства которого вызывало бы столько споров. Строгая изящная простота, смелые контуры устремленных ввысь семи ярусов, гармоничное сочетание всех частей стяжали этому сооружению мировую славу. Башня включена в список памятников мирового искусства, характеризующихся как 'падающие' сооружения. (Кроме известной итальянской Пизанской башни, в мире существует еще до сорока 'падающих' башен.) Необычайное поведение башни впервые было замечено в 1913 г., а к 1930 г. ее отклонение в верхней точке составило 128 см. В конце 1940-х гг. капризная красавица вдруг успокоилась, а затем начала 'падать' в другую сторону. С 1977 г. крен в юго-восточном направлении вновь стал прогрессировать. В настоящее время отклонение составляет 193 см при критической величине в 250 см. Ученые объясняют 'падение' башни тем, что под фундамент башни при ее сооружении были забиты дубовые сваи. Они сгнили, и башня стала давать осадку. Начиная с 1940-х гг. неоднократно проводились раскопки возле фундамента и на близлежащей территории, серьезные исследования и реставрация. Заметный вклад в это внесли археологи Н. Ф. Калинин, А. X. Халиков, архитектор С. Айдаров. Относительно времени ее сооружения существуют различные точки зрения: одни ученые считают, что башня построена во времена Казанского ханства, другие датируют время ее сооружения концом XVII и даже началом XVIII веков. Прямыми документальными данными не располагает ни одна из сторон. При рассмотрении спорных точек зрения убедительным представляется то, что на гравюре панорамы Казани, выполненной немецким путешественником и ученым Адамом Олеарием в 1630-е годы, нет ее характерного силуэта. Нет ее и на гравюре голландца Н. Витзена, посетившего Казань в 1692 г. Не увидели башню и писцы, составлявшие описание крепостных построек в 1665 г. Трудно предположить, что все они не заметили этой выдающейся постройки. Башня Сююмбике построена на месте древней башни XII-XVI вв. 'Куз-кула' (глаз-башня). Последняя имела два пилона и 5-6 ярусов общей высотой 23-30 м. Была построена из белого камня и квадратного булгарского кирпича. Изображение башни 'Куз-кула' имеется на европейской карте Фра-Мауро 1459 г. Она помещена в междуречье Камы и Волги в виде 6-ярусной башни с нижним проемом и коническим верхом. Сохранялась она и ко времени осады города в 1552 г. Участник осады князь Андрей Курбский сообщает о великой башне, которая 'пред враты стояла на горе'. В писцовых китах XVII в. также отмечены 'развалины каменной башни у Введенской (дворцовой) церкви'. Наконец, два нижних яруса этой башни с проездом отмечены на гравюре Олеария. Эту башню упоминает в своих произведениях казанский мулла и ученый Ш. Марджани. Башню 'Куз-кула' некоторые принимают за башню Сююмбике. Что касается башни Сююмбике, то она была возведена как дозорно-проездная башня при въезде в государев (губернаторский) двор. Башня имеет аналоги, по архитектурному облику она близка к Боровицким воротам Московского Кремля, построенным в то же время. В архитектуре башни и строительных приемах наблюдается как бы скрещивание двух архитектурных начал или стилей татарского и русского. Действительно, если большемерный кирпич и общий облик башни имеют параллели в постройках Московского Кремля, то пирамидальность композиции из четвериков и восьмериков типична для восточного зодчества. Она встречается в памятнике местной архитектуры XIII-нач. XIV вв. в Булгарах (Черная палата). Капитель колонны первого яруса, трактованная в виде консолей, напоминающих стлюктиты, также имеет много общего с капителями Черной палаты. Дозорная вышка над каменным шатром близка по своему решению к завершениям минаретов Казани и Булгар. Все внутренние помещения перекрыты сводами. Уплотнение дна котлованов вертикальными сваями имеет особенности булгаро-татарских построек. До 1917 г. пик башенного конуса венчал хищный двуглавый орел - символ самодержавия. В сентябре 1917 г., после провозглашения России республикой, ему пришлось слететь с престижного насеста. Однако комиссар Временного правительства в Казани не разрешил установить вместо него полумесяц. 20 января 1918 г. В. И. Ленин одобрил проекты возвращения народам ряда национальных святынь (татарам - башни Сююмбике, башкирам - Караван-сарая в Оренбурге, Корана Османа - в Ташкенте). Нет никаких сомнений, что проекты были подготовлены коллегией Наркомнаца по делам мусульман, членами которой были М. Вахитов, М. Султан-Галиев, Г. Ибрагимов. Было дано указание правительства официально известить об этом Советы на местах. 24 января в Казани была получена телеграмма из Наркомнаца, а затем официальное 'Распоряжение народного комиссара по делам национальностей исполнительскому комитету Казанского Совета об отдаче башни Сююмбеки в городе Казани трудовому народу' от 30 января 1918г. Опираясь на этот документ, на башне был вскоре установлен полумесяц, который во время захвата Казани белогвардейцами и белочехами в августе 1918 г. был снят. И только в 1990 году на ней вновь был установлен позолоченный символ мусульманства. Теперь о названии башни. Башня изустно носит имя казанской царицы Сююмбике (Сююнбике - 'радость-девица'). Сююмбике была дочерью ногайского хана Юсуфа. В 1533 г. Сююмбике была привезена в Казань в качестве невесты казанского принца Янали, вскоре умершего. Сююмбике стала женой хана Сафа-Гирея. После его смерти она в 1549-1551 гг. становится правительницей (регентшей) при малолетнем сыне Утямыш-Гирее. В августе 1551 г. Иван Грозный выдал ее насильно замуж за бывшего казанского и касимовского хана Шах-Али в качестве 'дара' за активное участие во взятии Казани. Сын Сююмбике был крещен под именем Александра, умер молодым и похоронен в Успенском соборе Московского Кремля рядом с царскими усыпальницами. Усыпальница Сююмбике находится в г. Касимове Рязанской области. Когда же башня получила это название? На планах Казанского кремля XVIII - нач. XIX вв. башня не носит официально имя Сююмбике. Впервые она так названа в записках французского путешественника виконта де Жюльвенура, опубликованных в журнале 'Живописное обозрение' в 1838 г. Он услышал название башни в кружке казанской интеллигенции, возглавляемом профессором К. Ф. Фуксом и его женой поэтессой А. А. Апехтиной. К. Ф. Фукс, живо интересовавшийся историей Казани, собирал народные предания об ее прошлом и вполне мог услышать среди татар легенды о Сююмбике и башне. Известно также, что в начале XIX в. в Москве ставилась трагедия 'Сююмбике, или Падение Казанского царства'. А в Петербурге шел балет 'Сумбека, или покорение Казанского царства'. С той поры татарское народное название закрепилось за башней. А ее остроконечный силуэт стал теперь своеобразной архитектурной эмблемой Казани. В XVII веке в посаде возле Гостиного двора был выстроен Ивановский монастырь. До наших дней не сохранилась знаменитая трехшатровая церковь Иоанна Предтечи (1649-1652). Ее 'за ветхостью' разобрали в 1888 г. Об этом памятнике можно судить лишь по частично сохранившейся Введенской церкви и ее колокольне. Типичный для XVII в. двухсветный храм поставлен на высокий подклет, предназначенный для склада товаров, и выделяется своим красивым пятиглавием. Стройные барабаны, украшенные декоративной аркатурой, завершены маковицами. Рельефный узор из тесаного кирпича, украшающий наличники храма и трапезной, создает эффектную игру света и тени. Специалисты высоко оценивают колокольню Введенской церкви. Три ряда кокошников 'вразбежку', поднимающиеся ступеньками, образуют пластичный переход от карниза к главе. Барабан, отделанный аркатурным поясом, прорезан четырьмя вертикальными щелями, выполняющими роль слухов, что является редким строительным приемом в зодчестве XVII века.