ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История Казани / Казань в XVIII ...

РЕСПУБЛИКА

 
Казань в XVIII веке
Город в XVIII веке
Восстание Е. Пугачева в Казани
Архитектурные памятники Казани XVIII столетия
Реклама
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Страницы: 1 2
Архитектурные памятники Казани XVIII столетия

  Восемнадцатый век добавил в облик Казани много новых черт. В городе появляется множество красивых кирпичных административных, общественных зданий, культовых сооружений и жилых домов.
   На протяжении века большим бедствием для города были многочисленные пожары (в 1742, 1749, 1754, 1774 гг.). В 1749 и 1774 годах город сгорел почти целиком и медленно восстанавливался до конца столетия. Поэтому большинство зданий до наших дней не сохранилось.
   Новая застройка во второй половине века осуществлялась в соответствии с Указом Екатерины II 'О сделаньи всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо'. В этой связи в 1767 г. в Казань был направлен архитектор В. И. Кафтырев для детализации генерального плана застройки города, разработанного Комиссией для строительства Петербурга и Москвы. В 1768 г. проект перепланировки Казани, выполненный Кафтыревым, был высочайше утвержден. Этот план не был полностью реализован, но заложил основные принципы градостроительства в Казани. За основу была взята прямоугольная сетка улиц.
   Для осуществления данного плана в 1783 г. впервые в истории города учреждается должность губернского архитектора. Им стал В. И. Кафтырев, пользовавшийся большим авторитетом. Должность губернского архитектора по положению оплачивалась тогда 300 рублями в год. Однако еще в 1775 г. Сенат обязал казанскую губернскую канцелярию платить В. Кафтыреву 'по пятьсот рублей в год, сего архитектора труды уважая'.
   В 1775 г. по инициативе Кафтырева ему дали 'в ученики архитектуре гражданской и гарнизонной солдатских сыновей, бывших тогда в возрасте тринадцати и четырнадцати лет, именами Филиппа Емельянова, Филимона Рослякова, Петра Дремана...'. Кафтырев оказался хорошим учителем. Ф. Емельянов станет позднее автором ряда интересных проектов, в том числе таких зданий, как Гостиный двор и дом губернатора в Казани. В 1796 г. Ф. Емельянов займет должность казанского губернского архитектора, а Ф. Росляков станет архитектором в г. Вятке.
   Кафтырев не только руководил застройкой города, но и разрабатывал проекты многих зданий. Некоторые из них сохранились до наших дней. В облике Казани все более заметную роль начинают играть сооружения в стиле классицизма. Некоторые постройки этого периода сохранились на ул. К. Маркса, которая сложилась из трех улиц - Воздвиженской и Покровской, существовавших в XVIII веке, и Грузинской, возникшей в XIX веке. К застройке ее В. Кафтырев привлек лучших зодчих Казани. Особенно велика была роль самого В. И. Кафтырева. Характерной для этого времени постройкой является дом казанского поэта Г. П. Каменева. Дома купеческой семьи Каменевых, торговавших сукном, рыбой, икрой, считались одними из лучших в городе. По обстановке и устройству быта они не отличались от дворянских. Сохранилось описание этого дома. Дом был двухэтажный с четырьмя комнатами на каждом этаже. Комнаты имели каменные своды с накатным потолком. К дому примыкал двухэтажный каменный флигель. Комнаты были обставлены мебелью из красного дерева. В зале висели бронзовая люстра и зеркала. В кабинете стояли биллиардный стол, телескоп. Стены кабинета украшали ружья, шпаги, пистолеты. Из музыкальных инструментов были гитара, гусли, шарманка. На круглом столе лежали пеньковые трубки с чубуками в серебре. Наряду с серебряной посудой употреблялась и фарфоровая, называвшаяся тогда 'аглицкой каменной'. Дом украшала большая коллекция картин и рисунков, в том числе портрет французского просветителя XVIII в. Вольтера.
   Воздвиженская переходила в Покровскую улицу, которой в районе современной пл. Свободы в XVIII столетии заканчивался город. В одном из зданий на Покровской разместилась первая казанская мужская гимназия, основанная в 1758 г. От гимназических построек XVIII в. сохранился лишь небольшой одноэтажный домик с узорными наличниками (ул. К. Маркса, 41/13). После пожара 1774 г. на Покровской построили для гимназии новое здание (ныне К. Маркса. 10) лучшее тогда в городе. Оно выстроено в типичном классическом стиле с колонным порталом и фронтоном.
   С XVIII века формируется как торговая ул. Большая Проломпая, ныне Баумана. В старину, вплоть до XVIII в. Булак был судоходным, и купцы дешевым водным путем доставляли товары прямо к городским стенам. Здесь строились склады, лабазы. От Проломной вверх шла к Гостиному двору Гостинодворская улица, ныне Чернышевского. От тех времен на ул. Баумана сохранилось частично здание богадельни, построенное по проекту Кафтырева. в котором сейчас размещается фабрика.
   Одним из наиболее интересных с точки зрения архитектуры жилых домов, сохранившихся до наших дней, является дом Михляева или Дрябловский дом. В нем останавливался Петр I в 1722 г. (ныне ул. М. Джалиля, 19). Раньше ворота его ограды выходили к Гостиному двору. Дом четко делится на верхний жилой этаж и перекрытый сводом подклет, предназначенный для складов, кладовых и других хозяйственных нужд. Функциональное назначение верха и низа дома наглядно отражено в обработке фасада здания, четко разделенного на две части, по горизонтали широкой полосой междуэтажных поясков из валиков, поребриков и городков. Наличники окон с полуколоннами по обе стороны проемов поддерживаются белокаменными пирамидками с витееватыми фронтонообразными завершениями и контрастируют с маленькими арочными окнами на гладкой стене подклета. Фриз городков идет и под сильно выступающим карнизом. Здание было выкрашено в два цвета и очень выделялось среди деревянных построек города. В 1816 г. наследники продали дом городу. Здесь размещался трактир, позднее мастерская по изготовлению свечей.
   Рядом высится Петропавловский собор, заложенный 30 мая 1722 г. Согласно преданию, Петр лично направил в Казань мастеров из Москвы, когда попытка местных строителей оказалась неудачной. Закончено строительство было уже после смерти Петра, в 1726г.
   Петропавловский собор - яркое выражение архитектурного стиля московского барокко. Собор и его колокольня как бы парили над городом. Общая композиция собора хотя и повторяет излюбленную в русском зодчестве схему 'восьмерик на четверике', но в то же время осуществлена необычно. На высоком подклете, являющемся теплым храмом, высится двухсветный четверик с поставленным на нем восьмериком, завершенным главкой. Граненый барабан с крупной маковицей несет маленький куполок-луковицу на изящной шейке. К храму примыкает трапезная, а с восточной стороны - три абсиды. Аркада галереи огибает подклет здания. На гульбище ведут две широкие лестницы.
   Здание богато украшено (декорировано). Парные колонки с перехватами подчеркивают углы четверика, трапезной и придела. Пилястры - опорные столбы галереи. Высокие колонны на верху восьмерика несут пышные капительки и кружевные кованые гребешки. Здание украшено изразцами. Стволы колонн обвивают виноградные лозы со свисающими гроздьями выпуклых ягод в сочетании с травами, цветами и фруктами. Все это представляет собой изумительную резьбу по белому камню. Эффектно выступают на глади стен сильно профилированные наличники проемов. Колонки, пилястры, обрамления икон, написанных на жести, сочная белокаменная резьба украшают фасадные стены.
   Казанские пожары не пощадили собор, но при очередных ремонтах его внешний вид значительно не пострадал. Собор великолепен и внутри. Очень богат по декоративным мотивам деревянный позолоченный шестиярусный иконостас.
  Рядом с собором высится 45-метровая колокольня, которую один московский искусствовед назвал 'Песнь песней'. Здесь находится семейная усыпальница Михляевых. Стройность и легкость колокольне придает соразмерность отдельных ее элементов монументального нижнего четырехгранника и убывающих по объему восьмериков. Завершение ее состоит из шлемовидной главы с барабаном, украшенным резными звездочками и увенчанным маковицей. Нарядны наличники оконных и дверных проемов, обрамления икон. Выразительны колонки на углах ярусов, белокаменные балясины, опоясывающие ярус звона. Своеобразны кокошники, завершающие этот ярус. Колокольня гармонично сливается с собором в единый архитектурный комплекс.
   В 1920-е годы собор был закрыт. В нем долгие годы размещались музей, планетарий, различные выставки, реставрационные мастерские. В 1989 году собор был возвращен верующим. Он остается изумительным памятником архитектуры и мастерства каменщиков, плотников, резчиков, иконописцев.
   Возникшая в конце XVI века к югу от Большой Проломной улицы слобода (не доходившая еще до обширного болотистого пустыря, который был на месте современной площади Куйбышева) в XVII веке стала называться Богоявленской, по выстроенной здесь церкви. В 1731 г. вместо первой, пришедшей в ветхость, построили каменную пятиглавую Богоявленскую церковь. Частично она сохранилась и находился за высокой колокольней на ул. Баумана, построенной в конце XIX века.
   Художественный интерес представляют одинаковые по композиции и деталям южный и западный порталы входов в ее трапезную.
   В другом конце улицы находится пятиглавая трехабсидная Покровская церковь (1703 - 1711). Она шестистолбная, но ее восточные квадратные в плане столбы (остальные круглые) как бы превращены в стену, прорезанную тремя двухъярусными проемами. Таким образом, восточного деления здесь нет. Восточные главы, частично стоящие на этой стене, сделаны глухими, а центральная сдвинута на запад. Снаружи эта особенность памятника не бросается в глаза из-за затесненности церковного двора строениями позднейшего времени. Но в интерьере, хорошо освещенном высоко расположенными окнами, посетителя сразу охватывает чувство чего-то необычного. Это ощущение возникает благодаря непривычно эксцентричному расположению световой главы в храме.
   Удивительно хороша стройная колокольня- прекрасный образец московского барокко - с поставленными на четверике тремя восьмигранными ярусами, вздымающимися вверх. Особым изяществом отличаются прорезанные арками два яруса звона, завершенного восьмигранным барабаном, увенчанным чешуйчатой маковицей, покрытой поливной зеленью.
   В XVI веке за озером Кабан и протокой Булак выросла Татарская слобода. Постепенно она слилась с селом Плетени. В 1593 году вышел указ царя Федора Ивановича разрушить все мечети на Казанской земле. В 1759 г. казанский архиепископ добился у царицы Елизаветы Петровны разрешения занять часть Татарской слободы под дворы татар, принявших христианство. Татары-мусульмане вынуждены были покинуть свои дома и поселиться на юго-западе от старой слободы. Так возникла Новая Татарская слобода.
  

  дальше>>

Страницы: 1 2
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru