Процессы и противоречия в общественно-политической жизни
Консервативный курс проявился и в общественно-политической, культурной сферах жизни общества. Ужесточилась цензура и контроль за состоянием умов. Были свернуты либеральные начинания предшествующего периода, критика 'культа личности', прекращена реабилитация жертв сталинских репрессий. Масса принимаемых законов носила декларативный характер. Ущемлялась самостоятельность республик, национально-государственных образований. При этом консервативные тенденции облекались в демократическую форму. В условиях 'растущей интернационализации'. В общественно-политической жизни царила атмосфера благодушия и самовосхваления. В материалах XXIV съезда КПСС был закреплен тезис о построении в СССР развитого социалистического общества. Это общество рассматривалось как высшее достижение социального прогресса. В таких условиях в пропаганде настойчиво тиражировались идеи о 'неоспоримых преимуществах' советского строя и 'великих победах', достигнутых под руководством КПСС. Проблема сохранения татарского языка, культуры часто обсуждались на литературных вечерах, кружках, съездах творческих работников, во время неформальных встреч в кругу единомышленников. Многим современникам особенно запомнились критические выступления писателя Н. Фаттаха. В 60-е гг. популярными были поездки творческой интеллигенции в Булгар, где у древних святынь острота наболевших проблем ощущалась по-особому, и они обсуждались с особой откровенностью. Татарская интеллигенция не просто говорила о тревожном состоянии татарской культуры, но пыталась и действовать. В 1964-1965 гг. возникли неформальные группы, которые обращали внимание властей на неблагоприятную языковую, культурную ситуацию в республике. Они стремились поддерживать национальное самосознание татар, живших за пределами республики, снабжая их татарской литературой, республиканскими газетами и журналами. Однажды дело дошло до разбрасывания листовок на съезде писателей с требованием организовать молодежный татарский журнал. Многие представители татарской интеллигенции противостояли конформистским настроениям в обществе. Редакция журнала 'Казан утлары' часто публиковала материалы, темы которых не вполне поощрялись властями. Так, на его страницах была развернута дискуссия о происхождении башни Сююмбеки. Известный татарский артист Г. Шамуков написал статью, в которой убедительно аргументировалось татарское происхождение этой башни. Статья вызвала заметный общественный резонанс. Органы госбезопасности выявляли людей, не лояльных к существующему режиму. Как следует из записки КГБ и Генеральной прокуратуры СССР, поступившей в ЦК КПСС в ноябре 1972 г., 'политически вредное группирование' было вскрыто и в Казани. В мае 1977 г. на всенародное обсуждение был вынесен проект новой Конституции СССР, которая была принята в октябре этого же года. В 1978 г. были также приняты Конституции РСФСР и ТАССР. Представители татарской интеллигенции вновь вернулись к проблеме повышения государственного статуса республики. Однако властями вопрос о преобразовании ТАССР в союзную республику не был даже поставлен в повестку дня. Конституционное строительство никаких существенных изменений в права национально-государственных образований не внесло.
'Достижения' надлежало выявлять во всех сферах общественной жизни. Так, считалось, что в СССР полностью и окончательно решен национальный вопрос. Истоки этого по установившейся традиции находили в октябрьской революции 1917 г. На торжественном собрании, посвященном 60-летию образования ТАССР, первый секретарь Татарского обкома КПСС P.M. Мусин говорил: 'Именно великий Октябрь ознаменовал коренной поворот в судьбе татарского народа, принес ему, как и всем народам страны, освобождение от оков социального и национального гнета, вывел на широкую магистраль перехода ... из бездны страданий, нищеты, мучений, голода, отчаяния к светлому будущему коммунистического общества'. Между тем существовала масса насущных проблем национального развития. Немало противоречий порождал форсируемый процесс интернационализации общественной жизни. Ведь, несмотря на постоянные заявления о недопустимости искусственного стирания национальных особенностей, практически торжествовала линия на ускоренное 'слияние наций и языков'. В многонациональных регионах, к которым относился и Татарстан, не были обеспечены равноправный статус всех языков, их свободное развитие и функционирование. В таких условиях все большее количество татар предпочитало получить образование на русском языке, что неизбежно приводило к дальнейшему сужению сферы применения татарского языка. Уже в середине 60-х гг. наблюдался довольно высокий процент детей рабочих-татар, хорошо владеющих татарским языком, но предпочитающих учиться в русских школах. Так, по результатам анкетных опросов число детей, проведенных в этот период, из семей рабочих-татар, обучающихся в школах на русском языке, составило почти 88%. Руководством республики это расценивалось как процесс 'прогрессивного сближения наций в период строительства коммунизма'. В официальной пропаганде интернационализация выглядела сугубо положительным явлением. Так, на одном из собраний партийного актива Ф.А. Табеев отмечал: 'Хорошая основа для интернационального воспитания в республике имеется. У нас каждый производственный коллектив многонациональнмй, нет обособления по национальной принадлежности, по месту жительства, дети разных национальностей воспитываются в единых детских садах, а посмотрите, сколько у нас межнациональных браков'. Пропагандистские стереотипы воспринимались далеко не всей частью общества. Интернационалистская фразеология не могла заглушить оппозиционных настроений среди татарской общественности. Так, в 1965 г. выступивший на читательской конференции инженер оптико-механического завода Э. Зайнуллин сказал: 'Октябрьская революция, сделавшая много для окраинных народов, не дала пользы татарам и башкирам, культура Татарии по сравнению с развитием культуры Киргизии, Казахстана и Узбекистана стала отставать. Экономический уровень рабочего в Татарии ниже, чем в Московской области или на Украине'. Никто из зала не возразил ему.