Духовная сфера. Официальная пропаганда настойчиво проводила мысль о торжестве ленинской национальной политики. При этом высоко оценивались изменения, произошедшие в духовной сфере жизни общества. Действительно, наука, культура в республике не стояли на месте, расширились возможности получения среднего и высшего образования, повысился интеллектуальный уровень населения. Вместе с тем, в духовной сфере усилились процессы идеологизации, негативно отразившиеся на развитии татарской культуры. Во второй половине 60-х - начале 80-х гг. существенно обновилась материальная база науки и культуры. Для Казанского университета было возведено два современных высотных здания. Появились новые здания и у Казанского филиала Академии наук, многих вузов. Были открыты Дом актера, Дом архитектора. Распахнули свои двери концертный зал консерватории. Выставочный зал Союза художников республики. В Казани, во многих районных центрах были построены дворцы культуры. Развивались казанские научные школы. По многим естественнонаучным направлениям они продолжали пользоваться всемирной известностью. В 1978 г. академику Б.А. Арбузову и члену-корреспонденту Академии наук СССР А.Н. Пудовику была присуждена Ленинская премия в области науки и техники. Фундаментальные научные проблемы разрабатывали профессора С.А. Аль-тшулер, П.А. Кирпичников, Х.М. Муштари, А.П. Норден, М.Т. Нужин, Г.Г. Тумашев, многие другие ученые. Расширилась сеть вузов, специальных учебных заведений. В Казани были открыты филиалы Московского энергетического института, Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской, Волгоградского института физической культуры, основан техникум торговли. Всего к началу 80-х гг. в республике насчитывалось 13 институтов, 60 средних специальных учебных заведений. В середине 70-х гг. в республике, как и по всей стране, был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Образовательный уровень работников вырос во всех сферах экономики и культуры республики. Неуклонно росла доля татар, занятых в интеллектуальных сферах труда. Из научных работников республики каждый четвертый доктор наук, каждый третий кандидат наук и каждый третий аспирант были татарами, а еще в 40-е гг. научных работников 'со степенью' среди татар были единицы. В середине 70-х гг. более 35% специалистов народного хозяйства республики являлись татарами. Однако наряду с этими достижениями в республике имелись и немалые проблемы. Здесь не было своей Академии наук. Такого рода научные учреждения могли быть созданы только в союзных республик. Казанский Государственный университет не располагал даже кафедрой татарской истории. В стесненных идеологическими рамками условиях приходилось работать ученым гуманитарного профиля. Особенно это касалось представителей исторических дисциплин. Известный физик К.А. Валиев как-то заметил, что он выбрал физику, а не историю, которую любил, понимая 'узость пространства' для деятельности историка при существовавших условиях. <Имелись значительные различия в уровне образования городского и сельского населения. Все более отставало от требований времени качество образования. Отсутствовали по-настоящему широкие условия для удовлетворения духовных запросов татарского населения. Между тем, с его стороны отмечался постоянный интерес к национальной истории и культуре. Об этом свидетельствовали многочисленные письма, обращения татар в руководящие органы, средства массовой информации. Так, полное обиды на Казанское телевидение письмо направил в Татарский обком КПСС житель поселка Бавлы С.В. Рахимов. 'Мы, телезрители, - пишет он, - не можем утвердительно сказать, что татарская телестудия есть, так как мы не видим никакой ее работы...' Читатель Г. Ширгазин из Казани пишет: 'Мне 22 года. Люблю культуру своего народа. Почему бы не выпускать художественные фильмы на татарском языке?' А. Сабиров из Набережных Челнов с упреком указывает на то, что национальное музыкальное искусство обречено на забвение. 'Другие нации с раннего детства воспитывают у детей любовь к своей музыке', - замечает он. Из письма А. Кацюбы становится понятным, что потребность выучить татарский язык существовала не только у татар, удовлетворить же ее было почти невозможно. 'Я прожила в Казани большую часть жизни, но не умею говорить по-татарски. С величайшим трудом мне удалось раздобыть самоучитель Р.С. Газизова, изданный в 1960 г. тиражом 6 тысяч экземпляров. ...С его помощью я усвоила грамматический строй татарского языка, набрала определенный запас слов', - написала она в своем письме в 'Вечернюю Казань' в 1981 г. Далее читательница просила организовать какие-нибудь курсы, так как 'в своем желании научиться говорить по-татарски я далеко не одинока'. О большом интересе к татарской культуре свидетельствовали неизменные аншлаги в Татарском академическом театре им. Камала и Татарском республиканском передвижном театре (ныне Татарский театр драмы и комедии им. К. Тинчурина). В репертуаре Камаловского театра были татарская, русская и мировая классика, современные пьесы. Значительными событиями в театральной жизни стали постановки сценических произведений К. Тинчурина 'Голубая шаль', 'Угасшие звезды', Н. Исанбета 'Миркай и Айслу', Ш. Хусаинова 'Мама приехала', Т. Миннуллина 'Альмандар из Альдермыша'. Постоянного зрителя имел Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля. В 1971 г. здесь состоялась премьера балета Э.З. Бакирова 'Су анасы' ('Водяная'). Обновлял свой репертуар Казанский Большой драматический театр им. В.И. Качалова. В нем были поставлены такие пьесы, как, например, 'Зыковы' Горького, 'Океан' Штейна, 'Бег' Булгакова, 'Быть или не быть' Гибсона. Увеличивалось число народных театров. В 1966 г. был организован Государственный симфонический оркестр. На протяжении 12 лет его возглавлял видный дирижер, народный артист СССР Натан Рахлин. Оркестр трижды становился лауреатом всероссийских и всесоюзных конкурсов. Коллектив первым исполнял симфонические произведения татарских композиторов. В области симфонической музыки начали активно проявлять себя выпускники Казанской консерватории: Ф.А. Ахметов, Р.А. Еникиев, Р.Ф. Абдуллин, Л.М. Батыр-Булгари, Л.А. Хайрутдинова, Ш.Х. Тимербулатов и др. Лучшие достижения татарской симфонической музыки связаны с симфониями Н.Г. Жиганова, А.З. Монасыпова, Ф.А. Ахметова. Песни и романсы татарских композиторов популяризировали признанные исполнители Альфия Авзалова, Шамиль Ахметзянов, Эмиль Залялетдинов, Ренат Ибрагимов, Ильгам Шакиров. Одними из самых любимых в народе были произведения Сары Садыковой и Рустема Яхина. Несмотря на усиление идеологического контроля, расширился диапазон творчества татарских писателей. Во многом по-новому зазвучала тема деревни в повестях Р. Тухватуллина 'О чем поют капли', 'Ягодные поляны', М. Хабибуллина 'Гора с горой не сходится', его же романе 'Водовороты'. Острые морально-этические проблемы современности были поставлены в произведениях А. Гилязова 'Посредине', 'В пятницу вечером', 'Петух на плетне', 'За околицей луга зеленые', А. Еники 'Невысказанное завещание', 'Умиротворение', 'Совесть', А. Расиха 'Два холостяка'. С тревогой об эрозии народной памяти, ухудшении отношения человека к природе писал Г. Баширов в автобиографической повести 'Родимый край - зеленая колыбель', романе 'Семь родников'. Историческая тематика освещалась в романах Н. Фаттаха 'Итиль-река течет', 'Свистящие стрелы', трагедии 'КулГали', повести Г. Ахунова 'Ардуан батыр', романе Э. Касимова 'Чулман - река внуков'. В 60-70-е гг. татарская поэзия была представлена произведениями Ш. Галиева, Р. Файзуллина, Р. Хариса, Г. Рахима, Р. Гатауллина, Р. Мингалима, Зульфата и др.