ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История Казани / Казань в XIX ве...

РЕСПУБЛИКА

 
Казань в XIX веке
Классовая борьба и общественно-политическое движение в Казани в первой половине XIX века.
Население и облик города в первой половине XIX века.
Образование, наука и культура
Развитие промышленности и торговли в первой половине XIX века.
Начало революционных движений и распространение марксизма
Просвещение и наука второй половины XIX века
Развитие экономики во второй половине XIX века в Казани.
Городское хозяйство и население Казани второй половины XIX века.
Театр, музыка и литература в Казани второй половины XIX века.
Реклама
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Страницы: 1 2
Театр, музыка и литература в Казани второй половины XIX века.

  В период капитализма Казань продолжает развиваться как крупный центр культуры и искусства.
  В жизнь города все более глубоко входит театр. Заметные перемены стали видны и в самом зрителе-значительную часть его теперь составляла разночинно-демократическая молодежь (студенты, гимназисты, интеллигенция), которую не удовлетворяли пустые, пошлые пьесы, ставившиеся в угоду развращенной аристократии, буржуа и купечества. Демократическая молодежь требовала высокохудожественных, идейных спектаклей, отражающих реальную действительность, жизнь. Эти требования поддерживались либерально-демократической печатью, которая систематически давала подробные разборы театральных постановок.
  Казанский драматический театр в свои лучшие времена стремился удовлетворить запросы нового зрителя, тщательно подбирая свой репертуар и исполнителей. Много сделал в этом отношении великолепный артист и организатор театральных трупп П. М. Медведев. Он трижды держал антрепризу в Казанском театре: в 1867-1872, 1874-1880 и 1884-1888 гг. Именно в эти годы Казанский театр превратился в один из лучших провинциальных театров страны. П. М. Медведев поставил 'Недоросль', 'Горе от ума', 'Борис Годунов', 'Маскарад', 'Ревизор', многие пьесы Островского, Шекспира, Шиллера и других классиков. Кроме драматических спектаклей, были осуществлены также многие оперные постановки: 'Иван Сусанин', 'Русалка', 'Руслан и Людмила', 'Аскольдова могила', 'Демон' и др. Сам П. М. Медведев был весьма колоритной фигурой в театральном мире, пользовался огромным уважением и авторитетом среди артистов. Многие впоследствии выдающиеся артисты начинали свою карьеру в его театре:
  М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова, М. И. Писарев. Казанская пресса неизменно давала их игре самую высокую оценку.
  С 1867 г. спектакли шли уже в каменном здании, построенном в центральной части города.
  Образцом постановки театрального дела в провинции в конце XIX в. являлась труппа М. М. Бородая. Знаменитое товарищество под управлением М. М. Бородая работало в Казани с 1893 по 1901 год. Вот что писал известный артист Ю. М. Юрьев, приезжавший в Казань на гастроли в 1897 году: 'Труппа Бородая считалась лучшей в провинции. Сам он являлся достойным наследником П. М. Медведева, когда-то короля антрепренеров. Михаил Матвеевич Бородай - примечательнейший тип театрального прошлого. Он любил театр, актеров, всегда считался с их интересами,- вот почему и пользовался их признанием. Он ценил таланты. Был добросовестным и честным, что редко можно было встретить в среде тогдашних антрепренеров. Каждый провинциальный актер стремился попасть в его труппу'. Товарищество Бородая именовалось 'казанско-саратовским', т. к. Бородай арендовал театры в обоих этих городах одновременно. На то время, когда драматическая труппа играла в Казани, в саратовском театре давал спектакли оперный коллектив, а затем, в середине сезона. опера и драма менялись городами. И в Саратове, и в Казани товарищество ввело в постоянную практику общедоступные спектакли и, помимо того, предоставляло учащимся некоторое число бесплатных мест. В репертуаре товарищества видное место занимали пьесы А. Н. Островского 'Бешеные деньги', 'Бедность не порок', 'Без вины виноватые', 'На всякого мудреца довольно простоты', 'Гроза'; произведения И. С. Тургенева 'Отцы и дети', 'Нахлебник', 'Месяц в деревне';
  Ф. М. Достоевского 'Идиот'; Н. В. Гоголя 'Ревизор';
  А. С. Грибоедова 'Горе от ума'; Д. И. Фонвизина 'Недоросль'; А. П. Чехова 'Дядя Ваня'; Ф. Шиллера 'Коварство и любовь', 'Разбойники'; В. Шекспира 'Короли Лир', 'Отелло', 'Гамлет'. Наряду с произведениями великих русских и зарубежных писателей на сцене театра ставились водевили, шутки, фарсы;
  'Гамлет Сидорыч и Офелия Кузьминична', 'Муж под башмаком', 'Женское любопытство' и др. Труппа не могла не учитывать различность вкусов и культуры у разных слоев казанской публики. Редко, но все же ставились по утрам детские спектакли, например, 'Иван-царевич', 'Волшебная сказка', 'Вокруг света за 80 дней'. Это также было новым для провинциального театра.
  В Казани, в труппе М. Бородая в 1897 г. началась артистическая карьера В. И. Качалова. Благодаря труду и таланту он быстро получил широкую известность. В феврале 1900 г. Качалов был приглашен в Московский художественный театр Станиславского и Немировича-Данченко и впоследствии становится выдающимся артистом.
  Оперная труппа М. Бородая была богата хорошими певцами, некоторые из них впоследствии заняли видное положение на столичной сцене. Репертуар оперных спектаклей был богат и разнообразен: 'Кармен' Ж..Бизе, 'Демон' А. Рубинштейна, 'Пиковая дама', 'Евгений Онегин' П. Чайковского, 'Паяцы' Р. Леонкавалло, 'Борис Годунов' М. Мусоргского, 'Травиата' Д. Верди, т. е. произведения высокохудожественные, наполненные глубоким идейным содержанием.
  В Казани выступали с гастролями выдающиеся драматические артисты. В 1863-1864 гг. сильное впечатление на казанскую демократическую публику произвел знаменитый трагик Айра Олридж, выступавший в трагедиях В. Шекспира 'Отелло', 'Король Лир' и других. В 1879 г. проходили гастроли замечательной артистки Г. Н. Федотовой, в 1883-1884 гг.- известного артиста В. Н. Андреева-Бурлака.
  Кроме драматических и оперных спектаклей в Казани устраивались музыкальные и литературные концерты. Их вначале организовывала музыкальная школа Р. А. Гуммерта. В залах звучали произведения Бетховена, Чайковского, Римского-Корсакова и других композиторов.
  С Казанью связаны детские и юношеские годы великого русского певца Ф. И. Шаляпина, Он родился в Казани 13 февраля 1873 г. на Рыбнорядской улице в бывшем флигеле дома Лисицыных (ныне ул. Куйбышева, 14) в семье бедного чиновника, работавшего писцом в земской управе. Семья часто переезжала с квартиры на квартиру; жила на Рыбнорядской улице, в Татарской слободе, в деревне Ометьево, несколько раз возвращалась в Суконную слободу. Федя Шаляпин учился в приходском училище, затем, в одиннадцать лет, был отдан в учение сапожнику, два года провел на службе писарем в уездной управе и в судебной палате. В семнадцать лет он был принят хористом в провинциальную труппу Семенова-Самарского, которая гастролировала в Уфе. С тех пор начались скитания Ф. И. Шаляпина по провинциальным сценам многих городов России. Обладая исключительным голосом и выдающимся драматическим дарованием, Шаляпин через несколько лет завоевывает огромную популярность и становится одним из лучших оперных артистов мира. С большим успехом он выступал и в Казани, куда несколько
  раз приезжал на гастроли.
  Все это способствовало развитию музыкальной жизни в Казани, воспитанию интереса у части ее жителей к классической музыке, способной вызывать в человеке самые лучшие чувства и стремления. Особенные симпатии это вызывало у демократически настроенной интеллигенции, передовой части студенчества и учащейся
  молодежи.
  К театральной жизни города постепенно приобщалась и татарская молодежь, несмотря на всемерное противодействие мусульманского духовенства и реакционеров.
  Дальнейшее развитие получает татарская светская литература. В романах и драмах Ф. Халиди ('Мурад Салимов', 'Махруса Ханум' и др.), Г. Ильяси ('Бичара кыз') и 3. Бигеева ('Тысячи, или Красавица Хадича', 'Великие грехи') разоблачались пороки буржуазного общества, звучал страстный призыв к свету, культуре, дружбе с русским народом.
  Наряду с музыкальной и театральной жизнью в Казани развивалась и жизнь художественная, являющаяся важной неотъемлемой частью культурного облика города. Большим событием явилось открытие 9 сентября 1895 г. в Казани художественной школы. Она была организована по инициативе местных художников, выпускников Академии художеств - Н. Бельковича, X. Скорнякова, Г. Медведева, И. Денисова, Ю. Тиссена. Потребность в организации художественного образования в Волжско-Камском крае давно назрела и диктовалась самой жизнью. Открытие школы, как следовало ожидать, встретило горячее одобрение демократической части казанского общества.
  Казанская художественная школа развивалась планомерно и систематически. Ежегодно в школу поступало от 60 до 100 человек.
  Казанская художественная школа давала подготовительное образование для художников живописцев, скульпторов, архитекторов, граверов.
  Только за три года своего существования Казанская художественная школа в виде отчета два раза представляла работы своих учеников в Академию художеств, которая 'находила рисунки прекрасно исполненными и свидетельствующими о весьма успешной деятельности школы'.
  В Уставе школы, утвержденном в 1898 г., было подчеркнуто, что ее основная цель добиваться серьезного художественного воспитания молодежи в пределах не только Казанской губернии, но и всего Волжско-Камского края.
  В 1896 году в помещении школы была открыта первая художественная выставка картин в Казани. Начиная с 1896 г. художественные выставки в Казани стали организовываться почти ежегодно. Художественная выставка, организованная в 1899 г., привлекла выдающихся художников и была хорошо встречена казанцами. В ней участвовали Г. Мясоедов, Н. Химона, М. Шабу-нин, П. Пузыревский, П. Яковлев, Е. Столиц, М. Бельц, Л. Брюллов, И. Белащенко и др.
  Некоторые выпускники школы, блестяще закончив Высшее художественное училище при Академии художеств, были приглашены на работу в Казань. К ним относятся Н. И. Фешин, П. П. Беньков, П. С. Евстафьев, П. И. Абрамычев, М. С. Григорьев. Важно отметить, что молодежь для получения художественного образования приезжала в Казань из 29 губерний России. Окончив школу, выпускники разъезжались по своим родным местам, преподавали рисование в средних учебных заведениях. Художники воспевали в своих произведениях красоту своего края, отображали жизнь своего народа.

  дальше>>

Страницы: 1 2
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru