ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История Казани / Казань в XIX ве...

РЕСПУБЛИКА

 
Казань в XIX веке
Классовая борьба и общественно-политическое движение в Казани в первой половине XIX века.
Население и облик города в первой половине XIX века.
Образование, наука и культура
Развитие промышленности и торговли в первой половине XIX века.
Начало революционных движений и распространение марксизма
Просвещение и наука второй половины XIX века
Развитие экономики во второй половине XIX века в Казани.
Городское хозяйство и население Казани второй половины XIX века.
Театр, музыка и литература в Казани второй половины XIX века.
Реклама
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Страницы: 1 2 3
Просвещение и наука второй половины XIX века

  В пореформенные годы в развитии народного образования в Казани произошли заметные сдвиги. Утверждение капиталистического хозяйства, развитие промышленности и торговли настоятельно требовали повышения образовательного уровня городского населения, увеличивали спрос на дипломированных специалистов, грамотных и обученных рабочих.
  В пореформенные годы увеличивалось число городских учебных заведений и количество учащихся. Если в1882 г. в Казани было 59 русских учебных заведений всех форм и типов, в которых обучалось 7843 учащихся, то в 1904г.-102 учебных заведения с 14 330 учащимися. Таким образом, за 22 года количество учебных заведений и учащихся в них увеличилось почти в два раза. Иными словами, вся система народного образования в Казани в среднем каждый год пополнялась 2 учебными заведениями и 313 учащимися. Такой темп роста для Казани - крупного промышленно-торгового и административного центра - был явно недостаточен и далеко не все дети могли получить даже начальное образование.
  Сама система народного образования, сложившаяся после буржуазных реформ 60-х годов XIX в., была довольно сложной. В конце прошлого - начале нашего века она выглядела следующим образом.
  В городе функционировали начальные школы (училища) нескольких типов: 27 казенных трехклассных училищ (среди них 12 мужских 10 женских и 5 смешанных, 3 приходских двухклассных училища, одно четырехклассное, 3 земские начальные школы, 15 церковно-приходских, несколько училищ при детских приютах, 5 русско-татарских школ, русские классы при Апанаевском и Усмановском медресе, русские классы при Ново-Татарской и Старо-Татарской слободах, ряд татарских мектебе, медресе и новометодных школ. Кроме этих школ, существовали частные Начальные школы, в задачу которых входила подготовка для поступления в младшие классы средних учебных заведений и репетиторство младших классов средних школ.
  В начальных русских школах (училищах) преподавали закон божий (краткий катехизис и Священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики. Таким образом, школы не давали учащимся необходимых знаний. Они не предусматривали преподавание таких важных предметов, как. естествознание, география, история Отсюда резкое несоответствие между школьными программами и требованиями жизни. Сохранялась платность обучения. Не было преемственности между начальной и средней школой. При женских училищах существовали девять специально-рукодельных классов, ученицами которых состояли девочки, окончившие курс в начальных школах и пожелавшие приобрести знания по кройке и шитью для получения звания подмастериц.
  Несмотря на увеличение числа школ, большинство детей рабочих и других трудящихся оказывались вне школы В 1898 г., например в Казани детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) насчитывалось немногим более 15 тыс. человек, а училось в начальных городских школах менее трех тысяч. Велик был и отсев учащихся. Причины этого заключались в тяжелых материальных и бытовых условиях жизни трудящихся.
  Городские власти не проявляли большой заботы о состоянии и дальнейшем развитии начальных школ. В 1898 г., например, на их содержание было израсходовано всего лишь 7,3 процента общего городского бюджета. На содержание одного учащегося в городских училищах за год тратилась мизерная сумма - 19 рублей 16 копеек,
  Татарские дети массе своей обучались в религиозных мектебе и медресе, которые давали богословские знания Однако Новое время, проникнутое духом буржуазного предпринимательства, остро ставило проблему подготовки светской образованности татарской интеллигенции учителей, инженеров адвокатов и др. В этих условиях на передний план выдвинулся вопрос о создании национальной светской (новометодной) школы, вокруг которого развернулась острая борьба, т. к. он затрагивал актуальные социальные и культурные проблемы, многие жизненные сферы татарского народа. Либерально-демократическая часть татарского общества стремилась к. созданию таких школ. которые давали бы
  ученикам основы научных, обучали, кроме родного языка, русскому языку, знакомили с культурой русского народа. Напротив, реакционное духовенство и консервативная часть татарского общества ратовали за сохранение старое чисто религиозной системы образования. Убежденными сторонниками светского образования выступали X. Фанзханов, Ш. Марджани. К. Насыри, Ш. Культяси и ряд других просветителей. Их идеи поддержала и определенная часть татарской буржуазии, преследовавшая свои классовые интересы. В Казани первые новометодные (джадидские) школы появились в конце 80-х годов. Объективно они сыграли положительную роль в деле светского просвещения татар, хотя во многих таких школах и продолжали преобладать теологические дисциплины.
  Подготовка для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительской семинарии, крещённотатарской учительской школе, татарской учительской школе. Открытие учительского института произошло в 1876 г. Казанская учительская семинария была открыта в 1872 г. по инициативе миссионера Н. И. Ильминского. Она ставила своей главной задачей подготовку учителей для нерусских школ русского языка из нерусского населения для нерусских школ с 'воспитательно-миссионерскими' целями. Набор в семинарию был сравнительно небольшим: в 1889 г., например, в нее было принято 43 человека (из них 19 нерусских), в 1890 г.- 34 человека (из них 16 нерусских). R 1889-1890 учебном году в семинарий обучалось 143 человека (64 русских, 10 татар, 19 чувашей, 18 марийцев, 13 удмуртов и 19 мордвы). В 1877г. при этом учебном заведении были открыты подготовительный класс для обучения нерусских воспитанников русскому языку, а также четыре начальные школы (чувашская, марийская, мордовская и удмуртская) для практических занятий воспитанников семинарии. В 1864 г. в Казани была открыта частная центральная крещённо-татарская школа с откровенно миссионерскими целями. г. школа находилась в ведении директора учительской семинарии. Она готовила учителей и учительниц для начальных татарских школ главным образом в сельских районах Среднего Поволжья и Приуралья.
  Объем преподавания в школе был приравнен к программе двухклассного училища Министерства народного просвещения. В первые четыре десятилетия своего существования в школе обучалось в общей сложности 3390 мальчиков и 1415 девочек. Окончило же курс со званием учителя 468 человек, учительницы 186 человек
  Учительницы получали подготовку в восьмых педагогических классах женских гимназий, в специальной земской школе, в епархиальном женском училище и окружном женском духовном училище
  Подготовка учителей, особенно в духовных заведениях. как правило, ограничивалась предметами, изучавшимися в начальной школе. Общеобразовательные предметы преподавались по весьма сокращенной программе, но зато значительное внимание уделялось изучению 'закона Божия'.
  Буржуазные реформы 60-х годов уничтожили сословный характер школы. Гимназии были официально объявлены общеобразовательной средней школой. В нее мог поступить любой, выдержавший вступительный экзамен и внесший плату за обучение. Однако до Октябрьской революции в стране не существовало единой средней школы. Так, в Казани в конце прошлого века функционировали три казенные мужеские гимназии, одна мужская частная Мануйловой, три женские частные гимназии (Мариинская, Ксениинская и А. И. Котовой) и одно реальное училище в составе семи классов. В городе существовало также закрытое женское среднее учебное заведение-Родионовский институт благородных девиц (из дворянских и купеческих семей), в котором обучались семь лет. Наряду с общеобразовательными средними учебными заведениями в Казни было несколько специальных средних учебных заведений. Промышленное техническое училище (с тремя низшими техническими училищами при нем: механическим, строительным и химическим), частная музыкальная школа Гуммерта, художественная школа, а также юнкерское пехотное училище. Из числа специальных учебных заведений отметим также ремесленное училище, прядильно-ткацкую земскую школу, фельдшерскую школу при ветеринарном институте, фельдшерскую земскую школу, частную шестиклассную профессиональную школу Шумковой, земледельческое училище. Большинство этих учебных заведений было открыто после буржуазных реформ 60-х годов и в определенной мере отражало веяния и требования новой эпохи.
  

  дальше>>

Страницы: 1 2 3
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru