С присоединением к Русскому государству Казань сохранила свое положение политического, административного и экономического центра всей восточной части страны. Население Казани размещалось по сословно-национальному принципу. Кремль являлся основным местом жительства высшего военно-административного служилого сословия и духовенства. К Кремлю примыкал посад, стены которого шли по правому берегу Булака, поворачивали к нынешнему Ленинскому саду, далее шли к современной площади Свободы и по холму поворачивали к крепости. Здесь жила основная масса ремесленно-торгового населения. Посад делился на слободы: военно-служилые, стрелецкие; служилые и невоенные (Ямская, Плотничная); крестьянские, принадлежавшие духовенству (архиепископская и слобода Преображенского монастыря). В общей сложности в Кремле и посаде жило до 10 тысяч человек. За озером Кабан было отведено место для поселения не крестившихся, но лояльных к правительству татар. Здесь возникла Старо-Татарская слобода, где жило около 1,5 тысяч семей (примерно 6 тыс. человек). К концу XVI века слобода становится татарским центром города, где, несмотря на строгий запрет, после взятия Казани, татары строили мечети. И лишь в 1593 году царь Федор Иванович в специальной грамоте указал, что отцом его и им 'мечетям татарским в Казани никак не велено быти', и требовал, чтобы 'мечети сломали'. В о второй половине 50-х гг. XVI века в Казани жили 978 служилых людей, 80 представителей духовенства, 915 хозяев посадских и слободских людей. Кроме них пять воевод, 32 князя, 144 детей боярских (дворян), 626 стрельцов гарнизона, около 1000 посадских стрельцов, 21 пушкарь, 19 сторожей, 42 толмача и прочее население. Среди ремесленников и торговцев были люди 119 разнообразных профессий: кожевники, калачники, холщевики, мясники, плотники, пирожники и др. Рядом с крепостью размещался торговый центр - Гостиный двор. От него и Спасской площади лучами расходились по улицам торговые ряды - железный, серебряный, рыбный, мясной, калачный, хлебный. Торговцы платили оброк в государственную казну. В Казани было тогда 7 улиц и 130 темных, узких переулка. Занятие опустевших после падения города домов и постройка новых вместо сгоревших проходили без всякого плана. На улицах в сухую погоду было пыльно, весной и осенью грязно, мостовых не было. Улицы носили названия по церквям или по профессиям жителей - Воздвиженская, Гончарская, Ямская; по происхождению жителей - Псковская, Тульская; по фамилиям видных домовладельцев - Ляпунова, Долгова. Земли вокруг города (по обеим сторонам Булака и с Арского поля до Булака) наделены были посадскому населению и слободским общинам под огороды, для пастбищ и сенокоса. Обширные пастбища были также от Ометьевских лугов до дер. Б. Отары. Для заготовки дров и других государственных нужд населению были выделены лесные массивы. Они находились в основном за Арским полем и за р. Казанкой, на севере от с. Ягодное. Лучины и святцы, служившие в то время единственным источником света даже в боярских домах, зажигались с опаской, т.к. редко являлись причиной пожаров. Мужчины высшего и служилого сословия подолгу и часто отстаивали церковные службы. Женщины вели замкнутый образ жизни, ведя домашнее хозяйство, занимаясь рукоделием, и развлекаясь сказками, рассказами странников и богомолок. Зрелищами для всех служили ярмарки, кулачные бои, затеи скоморохов, публичные телесные наказания и казни преступников. Страницы: