ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История РТ / Край в период д...

РЕСПУБЛИКА

 
Край в период дворянской империи
Создание Казанской губернии. XVIII век
Рост мануфактурного производства в XVIII веке
Развитие сельского хозяйства
Торговля
Быт и нравы в Казанской губернии XVIII века
Реклама
магазин "Все Стулья.ру"
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Быт и нравы в Казанской губернии XVIII века

   Народы Казанского края в XVIII веке продолжали испытывать национальный гнет. Среди нерусского населения по-прежнему усиленно проводилась политика насильственного крещения. В 1719 г. среди крещеных народов Казанской губернии татар было 13 тыс. Для более усиленного проведения христианизации в 1731 г. в Свияжске была создана 'Комиссия для крещения народов Среднего Поволжья'. В 1740 г. она была переведена в Казань и преобразована в 'Контору новокрещенских дел'. Правительство и Синод выработали для нее специальную инструкцию. Главной ее задачей было принудительное крещение. Инструкцией предусматривалось, чтобы священники строго следили за посещением новокрещеными церквей. За исполнение ими мусульманских обрядов полагались наказания штрафами. Она предписывала 'простым людям' при крещении выдавать медный крест, рубаху. кафтан, шапку, рукавицы, обувь. Знатным крещеным-кафтан, сапоги. Женщинам-холщовые рубашки, волосники. Кроме того, за крещение выдавать деньгами: мужчинам по 1 руб. 50 коп., юношам по 1 руб., мальчикам и девочкам по 50 коп., женщинам и девушкам по 1 руб. Каждая крещеная семья получала икону. По мнению Синода, это должно было привлечь к принятию крещения.
   Для обучения 'иноверцев' русскому языку предписывалось инструкцией открыть четыре школы: в Казани, Елабуге, Цивильске и Царевококшайске. Решившие принять православие должны были подписать прошение по установленной форме на имя императрицы с точным указанием адреса.
   Особенно жестоко политика христианизации проводилась при архиепископе Луке Канашевиче. По его приказу Татарская слобода была отделена от других кварталов жердями. Он отправлял в татарские слободы солдат для расправы с непокорными, устраивал здесь крестные ходы. По его приказу в татарских слободах были сломаны мечети, закрывались медресе. У отказавшихся от православия вышибали окна в домах, двери, а то и сжигали. Население Татарской слободы защищалось дубинами. Движение против церковного насилия возглавил Иштиряк-абыз. Лука Канашевич приложил немало сил, чтобы схватить его. Однако население скрывало абыза. В слободе произошло несколько стычек солдат с населением. В 1742 г. в Казани произошел большой пожар, сгорела почти половина зданий города. Не пострадала лишь Татарская слобода. Тогда Канашевич обвинил в поджоге татар и в прошении императрице Елизавете Петровне просил их наказания. В результате в ноябре 1742 г. вышел указ о разрушении мечетей на территории Казанской губернии и запрещении строительства новых. В течение двух последующих лет только в Казанском уезде было разрушено 418 мечетей из 536.
   В целях активизации крещения в 1743-1744 гг. было издано еще три указа, в которых повелевалось строительство церквей в селах, где жили хотя бы несколько крещеных. Крестившимся предоставлялись дополнительные льготы. За два года в Свияжском уезде было крещено почти 14 тыс. человек чувашей, марийцев, мордвы. На плечи 148 тыс. некрещеных поволжских крестьян по указу 1749 г. была переложена подушная подать 170 тыс. крестившихся. Подати некрестившихся возросли в два раза.
   В 1749 г. в Казани вновь вспыхнул пожар, начавшийся на сей раз в Татарской слободе. В народе его назвали 'Уразметовский'. Слобода почти вся выгорела. Воспользовавшись этим несчастьем, Канашевич получил разрешение на месте сгоревшей построить Новокрещеную слободу, а некрещеных татар переселить из
  нее в болотистую местность за слободу Плетени. Так возникла Новая Татарская слобода.
   Возведенная в ранг государственной, политика крещения не прошла бесследно. К середине XVIII века были крещены почти все марийцы, чуваши, мордва и удмурты, проживавшие в Казанской губернии. Всего после создания Конторы новокрещенских дел до 1762 г. в Казанской губернии было крещено почти 370 тыс. человек. Меньших успехов миссионеры добивались в среде мусульманского населения. За тот же период было переведено в новую веру около 4 тыс. татар.
   Кроме насильственного крещения проводились и другие меры ущемления татар. Татарский язык не признавался в учреждениях и судах. Татарам было запрещено жить в черте города (только в татарских слободах), входить в кремль и т. д.
   В целях подготовки православных священников, способных распространять христианство на языках нерусских народов, были созданы школы для нерусских детей. Одной из первых была школа, созданная митрополитом Тихоном в 1707 г. В нее 'неволею' были набраны 32 человека, хотя 'отцы ихние отдавать не хотели'. Школа просуществовала пять лет. Она была закрыта из-за ужасных условий и большой смертности учеников. После открытия славяно-латинской школы в нее, в отдельный класс, набирали татарских, чувашских и мордовских детей. Затем вновь были созданы новокрещенские школы. В 50-х гг. XVIII в. Канашевич образовал центральную новокрещенскую школу, объединив школы Казани, Свияжска, Елабуги и Царевококшайска. Вначале она помещалась в Федоровском монастыре Казани, а затем у оз. Кабан близ Татарской слободы. В школе число учеников колебалось от 10-20 до 320 человек. В 1755-1773 гг. среднегодовое количество составляло 120 человек. В последние полтора десятилетия века школа выпустила несколько десятков мелких церковных служителей для нерусских приходов (дьячков, причетников и т. п.).
   Дворянское правительство стремилось иметь союзников среди татарского населения против грозных народных выступлений. В 1781 г. была образована Татарская ратуша, куда из богатых купцов избирались бургомистры и ратманы. Они ведали торговыми и промышленными делами татарских слобод. Ее образование было вызвано развитием буржуазных отношений среди казанских татар, ростом числа купцов и предпринимателей. Ратуша вела почти все административно-хозяйственные дела членов своего общества. В 1784 г. в обществе ратуши состояло 238 членов- пайщиков, а в 1797 г.-262 семейства (2290 душ). В 1784 г. высшему татарскому духовенству и мурзам были предоставлены права дворянства.
   Быт и нравы населения Казани определялись классовой и сословной принадлежностью. Большинство дворян проживало в своих усадьбах, имевших, кроме основного дома, хозяйственные постройки, амбары, конюшни, овчарни и др. строения. Со своими садами и парками эти усадьбы составляли обособленные части города. У дворян был свой узкий круг сословных знакомств, увлечения и нравы, мало чем отличавшиеся от прежних времен. Высший слой еще не оторвался от привычек бывших бояр-аристократов. Например, первый губернатор Казани П. Н. Апраксин (1708-1711), отправляясь в поход на Кавказ, оставил своим наследником в Казани 4-месячного сына. За младенца управлять городом и губернией должны были старые слуги дома. Живя в кремле и близ него, аристократы начали строить загородные дворцы. Летней резиденцией губернатора была усадьба, выстроенная в 1770-х годах за городом (ныне это пересечение улиц Б. Красной и Гоголя). Еще дальше, у современного парка культуры и отдыха расположился загородный дом вице-губернатора Кудрявцева. Роскошную жизнь любило и высшее духовенство. Архиереи Казани выезжали на прекрасных тройках, в золоченой одежде, имели загородные дома и дачи. Архиерейский дом и сейчас высится на горе над Средним Кабаном. В д. Савиново стояла дача-дворец митрополита Вениамина. Рядовые же священники мало чем отличались в своей жизни от зажиточных посадских людей.
   Купцы жили замкнуто. С вечера дома запирались крепкими замками, запорами иставнями. Даже некоторые улицы запирались железными решетками с обеих сторон. Купеческие семьи строго соблюдали религиозные обычаи. Да и сами церкви' и мечети строились в основном на купеческие деньги. В семьях татарских и русских купцов женщины вели, как правило, затворническую жизнь. К концу века и в этой среде произошли изменения, в образе жизни и роскоши они старались не уступать дворянам.
   Остальное население и особенно 'черный люд' в основном занимали окраины города. Бедные дома трудового люда скучивались в беспорядке, не имели никакого благоустройства (канализации, водопровода). Скученность, антисанитария, употребление воды из озер Кабан, Банное, Белое, Черное и Булака, который обмелел и покрылся илом, способствовали развитию болезней и эпидемий. В 1737-1739 гг. и в 1771 г. чума и холера унесли жизни многих тысяч горожан. Другим бедствием были пожары. В XVIII столетии было четыре крупных пожара (1742, 1749, 1754, 1774), причем в 1749 и в 1774 гг. город сгорал почти полностью.
   Изменения быта коснулись лишь тонкой прослойки верхов феодального общества-дворян, чиновников, передового купечества. В толщу трудового люда городов и сельского населения новшества либо не проникли совсем, либо пробивали себе путь большим трудом. Крестьяне одевались так же: носили холщовую рубаху летом и зипуны зимой, пользовались сыромятной кожей для изготовления обуви, мужчины носили бороды. Главными продуктами питания крестьян оставались хлеб, похлебка, квас, овсяная и ячменная каши. Широко использовались в русских селах овощи: свежая и квашеная капуста, огурцы, репа. В татарских-мучные и крупяные блюда. Мясо в рационе трудового люда занимало весьма скромное место. Именно в этом столетии в деревнях появились первые картофель, подсолнухи и самовары. Но все же изменения проникали и в семейный уклад. По этому поводу был издан ряд петровских указов: в 1702 г. указ заменил старомодные смотрины обручением. В 1724 г. царский указ запретил браки по принуждению. Однако в толщу народа эти указы доходили не скоро. При вступлении в брак руководствовались традиционной принадлежностью к однородной социальной среде. Указ 1714 г. для дворян при бракосочетании вводил образовательный ценз: жених должен был быть обязательно грамотным. В первой четверти XVIII в. новшества затронули и воспитание дворянских детей. В 1717 г. было впервые издано и затем много раз переиздавалось 'Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению', где задача воспитания предполагала традиционное послушание богу, царю и родителям. Здесь излагались правила поведения не только в семье, но и в обществе. Предусматривались все мелочи, начиная от походки и до умения принимать пищу. Заключительные страницы излагали правила поведения девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями: смирен, приветлив и учтив, то девице их надлежало иметь десятка два: страх перед богом, смирение, молчаливость, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, целомудрие, верность, чистоплотность. Умение краснеть считалось показателем нравственности, чистоты и целомудрия.
   В дворянский быт вошли ассамблеи, где могли участвовать и женщины. Постепенно они были заменены дворянскими балами и маскарадами.
  В восемнадцатом столетии стали входить в жизнь наряду с религиозными праздниками и светские торжества. Если раньше воинские победы отмечались колокольным звоном, крестными ходами и молебнами, то теперь такие празднества приобрели светский характер. В Петербурге они начали входить в быт при Петре I. Но постелено проникали и в провинцию.
   Так, в сентябре 1793 г. в Казани широко отмечали мир с Турцией. Весь город был украшен. Спасская башня кремля и прилегающие стены крепости были разукрашены разноцветными огнями. В течение трех дней проходили торжества, которые устраивали дворянство и купечество города: пушечная пальба, приемы, театральные представления, маскарады. Проводились благотворительные праздничные обеды 'для убогих' и в доме общественного призрения на несколько десятков человек, 'за коим лучшие купцы услуживали сами'.
   '...Будучи за городом, заехал Петр 1 на суконную свою фабрику, осматривал в оной с особенным вниманием, яко собственных рук своих дело, все мастерские, кладовые и материалы в деле и не в деле; потом заехал на другую суконную же фабрику, заведенную тамошним купцом Михляевым, и найдя оную коль ни малу, но несравненно в лучшем порядке и устройстве, толико хозяином ее был доволен, что не только удостоил его своего посещения и своего с ним о подробностях фабричных разговора, но пожаловал ему и упомянутую казенную фабрику со всем оной строением, с людьми и со всеми материалами, сказав: 'Я надеюсь, что ты скоро доведешь ее до желаемого мною состояния'.
  
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru