ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История Казани / Казань в состав...

РЕСПУБЛИКА

 
Казань в составе Русского централизованного государства
Предпосылки присоединения
Накануне присоединения
Взятие Казани
Город и его население во второй половине XVI века
Борьба народных масс против социального и национального гнета
Казань во время классовой борьбы в России
Казань в XVII веке
Промышленность и торговля в XVIII веке в Казани
Просвещение и культура в XVIII веке
Развитие города и его население в XVIII веке.
Реклама
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Казань в XVII веке

  Состояние города и его населения в XVII в. наиболее полно отражены в переписных книгах 1646 г. Эти книги дают полное и точное описание города, количество, профессии и занятость его населения. Кроме них, есть такие источники, как "!"роспись 1627 г."0, разрядные книги, описание города в 1675 г. и другие, которые дают дополнительные данные и возможность более правильно судить о состоянии города за длительное время.
  За вековой период существования территория Казани выросла незначительно. Рост произошел лишь за счет северо-западной части, около кремля, где в городскую черту включено устье Булака. Увеличились территории и количество слобод за городскими стенами на юге и западе.
  Деревянные стены кремля продолжали заменяться каменными. Но если в XVI в. их строили из белого камня, то в XVII - из красного кирпича. В XVII веке кремль имел 13 башен и из них 5 проезжих: Спасская, Преображенская, Никольская (Николаевская), Воскресенская и Дмитриевская. С ростом посада увеличилась длина посадских стен. Число башен в этих стенах дошло до 26, из них 10 были проезжими с высокими шатровыми покрытиями.
  На западной стороне посадская стена от Ильинских ворот (бывшие Кураишевские и Аталыковские), не соединяясь с кремлевской, как это было в XVI веке, тянулась к северу по левому берегу Булака почти до его устья и под прямым углом уходила к кремлю вдоль Казанки.
  Недалеко от поворота стены к кремлю стояла проездная башня над Булаком с изображением герба Казани. Видимо, эта башня закрывала проезд по Булаку и определяла корабельщикам водяную границу города.
  Для регулирования вод Булака и Кабана в период половодья и сохранения необходимой глубины протоки в летнее время у Среднего моста, на ул. Мокрой (где ныне улица М. Джалиля переходит в улицу Т. Гизза-та), стояли 'вешняки' (шлюзы). Такие же шлюзы существовали в конце Булака, при его впадении в Казанку. Во избежание затинения воды Булака берега его были обнесены обрубом (срубом) из дубовых бревен, а дно застлано дубовыми досками.
  С северной и восточной сторон Казань также была окружена озерной системой. В Верхнем, Белом озере (Ак кул), на месте современного Ленинского сада, тогда еще водилась рыба. Оно имело проток в Черное озеро (Карасу кул), которое соединялось трубой с озером Банное (Мунча кул), а далее сточные воды текли по оврагу-канаве в Казанку.
  Обширное пространство Арского поля, к юго-востоку от современной площади Свободы, в XVII в. представляло пустырь, окруженный рощами и лесами, в которых стояли загородные дачи казанской знати. Юго-восточную окраину его занимало православное кладбище.
  За посадскими стенами раскинулись слободы. Переписная книга 1646 года учитывала жителей следующих слобод: Гавриловой, Болдырской, Федоровской, Армянской, Засыпкиной, Татарской, Богоявленской, Ямской, Мокрой и села Плетени, принадлежавшего Преображенскому монастырю. В том же 1веке кроме них появились новые слободы: Рогожкина, Бутырская за Булаком, у Нижнего Кабана - Сотенная и Панская; на берегу Казанки - Подлужная, за Казанкой - Кизиче-ская, Козья.
  О Казани 30-х годов XVII в. А. Олеарий писал так: город "окружен стеной и башнями и самые дома в нем деревянные, но он довольно обширен, и кремль его сильно защищен толстою каменною стеною, орудиями и войском... Великий князь сажает здесь не только в кремле воеводу, но и в городе особого градоначальника, которые управляют жителями и творят суд над ними. Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими, и не один татарин не должен быть в нем, под опасением смертной казни".
  По данным приказа сбора ратных людей, в Казани в 1639 году было 1333 двора и еще слободских 76 дворов. Переписная же книга 1646 года насчитывала уже 1652 двора. Эта самая большая цифра для городов России того времени. В этой же книге отмечено 2869 домохозяев, среди них посадских было 2540 чел. Зависимых от них людей занесено в книгу 2211 чел.
  Среди казанского духовенства было 104 домохозяина, с населением 243 чел.
  Служилое население города: дворяне, служилые та' тары, стрельцы, иноземцы, сторожа, пушкари, воротники, дьяки, толмачи и некоторые другие были сравнительно немногочисленны: всего 225 домохозяев и 126 чел., живших при них.
  Всего, таким образом, в городе насчитывалось 5342 чел. мужского населения. Есть все основания полагать, что в середине XVII в. в Казани проживало более 20 тысяч человек. Как видно, население по сравнению со второй половиной XVI в. увеличилось довольно значительно при очень небольшом увеличении площади города. Это объясняется тем, что в черте города пустых мест, оставшихся от предыдущего столетия, было немало.
  Число же жителей Татарской слободы не увеличилось. Переписная книга насчитывала 39 дворов служилых и 105 дворов слободских же татар, которые несли тягло (платили налоги и несли другие обязанности вместе с посадскими людьми). Зависимых от этих домохозяев людей было 216 чел. Кроме того, показаны еще разные другие категории из татар в количестве 52 домохозяев: бобыли 11, соседи 19, купленные 7, гулящие 3 и некоторые другие Родственников и зависимых от них людей было 47 чел. Таким образом, число всех домохозяев доходило до 195, а зависимых от них людей 263 чел. Если общее число мужского населения (458) умножим только на 4, то получим 1832 чел., на несколько тысяч меньше, чем в 1565 г. Но, как видно, количество дворов увеличилось на 45.
  Кроме татар, на посаде и слободах жили представители и других народов, называемые в книге 'иноземцы'. .Среди них были немцы, поляки, евреи и т. д. Их всего было 26 домохозяев и зависимых от них 19 чел. Следующую группу составляли ногаи - 32 чел., армяне - 13 чел., мари - 5, чуваш - 1, калмык - 1 чел. Новокрещены в Казани тогда были в 7 дворах.
  Привилегированный слой феодального городского общества составляли дворяне и дети боярские, причем их переписная книга уже не отделяет друг от друга. Интересы этого слоя защищали бояре-воеводы и высшее духовенство.
  Совместно с русскими помещиками эксплуататорами трудовых масс выступали и татарские мурзы, князья. Например, казанские князья Асановы владели большими земельными угодьями на реке Майне за Камой. Сми-ленею Камаеву (потомок того Камая мурзы, который вышел из Казани к Ивану IV в 1552 г.) принадлежали поместья па Казанке и т. д.
   Большие владения с крестьянами принадлежали духовенству. Казанский митрополит имел уже 1505 дворов крестьян, Спасо-Преображенский монастырь-857 дворов, из них 36 дворов в самом городе. Светские и духовные феодалы Казани множились и богатели, выступали угнетателями как городского, так и сельского населения. Эта группа опиралась, в первую очередь, на воинскую силу. В 1625 г. к Казани было приписано всего 3093 чел. военных. По росписи служилых людей Казанского дворца 1637 года, в Казани числилось 327 дворян и детей боярских, 2228 стрельцов, 300 служилых татар. Роспись особо выделяет еще приписанных к городам сельских дворов мордвы, чувашей, мари и удмуртов, которые выделяли из 3 дворов одного служилого. Таких дворов Казани принадлежало 9949. В 1661-1663 годах в Казани числилось 297 дворян, 2389 стрельцов, 43 пушкаря, 799 служилых татар и мурз, 337 новокрещенов (чувашей, мордвы, татар, мари, удмуртов) и 168 иноземцев. Таким образом, всего было 4 с лишним тысяч военнослужилых людей. Не все они, конечно, жили в городе. Однако они постоянно привлекались к службе. Их посылали в Астрахань, Уфу, на 'засечные черты', поочередно, на год или насовсем, на 'житье'. В самой Казани находился постоянный большой гарнизон.
  К верхнему социальному слою примыкали также люди управленческого аппарата: дьяки, подъячие, приказчики и некоторые другие служилые люди.
  Посадское население эксплуатировалось градоначальником с его судной избой, т. е. чиновниками и бога-теями- купцами, которых источники называют 'гости торговые и откупщики'. Последних было немного, указано только 8 чел. Но зато они держали в своих руках всю оптовую торговлю, закупали ремесленные товары и тем самым держали в зависимости посадских людей. Среди самих ремесленников и торговцев на посаде были крупные торговые люди, которые стремились накопить богатства за счет других.
  Переписная книга 1646 г. содержит также ценные данные по количеству зависимого населения. Их общее количество было 1118 чел. мужского пола. Среди них соседи составляли 450, наймиты и работники 170, дворники 169, живущие 'урочные годы' 33, ученики 68, купленные 85, крепостные и закладные кабальные, взятые за долг, дворовые и т. д.-61. Степень их эксплуатации установить, конечно, по данным XVII в. невозможно. Однако известно, что в целом феодальное угнетение в то время было очень сильное.
  В 1646 году числилось 11" профессий ремесленников с 1812 участниками производства. Внушительным большинством в общем числе выступили, конечно, посадские люди с зависимыми от них людьми - 555 домохозяев и 781 чел. зависимых. За ними шли бобыли, соответственно- 106 и 87; разные нетяглые люди-43 и 40; соседи - 38 и 29; гулящие люди - 21 и 15; монастырские - слободские - 23 и 27; дворники и некоторые другие. Стрельцы в это время уже почти не занимались ремеслами и торговлей, как это было в XVI в. По числу людей, занятых в определенном виде ремесла, на первых местах стояли следующие профессии: асламчеи (перекупщики, барышники, прасолы) - 172 чел., сапожники -135, кожевники -111, портные -90, мясники -72, хлебники - 65, строгальщики - 60, калачники - 55, скорняки - 54, шапочники - 54, рыбники - 45, мельники - 38 и т. д. Остальные виды ремесла были представлены меньшим количеством людей.
  Профессии ремесленников и их количество указывают не только на занятость населения и его спрос на ремесленные изделия, но и на некоторые изменения в жизни посада. Например, в XVI в. асламчеев не было, было только несколько откупщиков. А в 1646 году перекупщики, барышники по численности стояли на первом месте. Это говорило о том, что торговые отношения усложнились, расширились и вступили в новую стадию развития. Основная масса товаров стала поступать на продажу уже через перекупщиков, прасолов, которые 'налаживали товарооборот на большой территории, экономически связывая, таким образом, отдельные области, сельские районы с городом.
  На второе место по численности вышли обувщики, портные, скорняки и шапочники.
  Несравненно больше стало мельников. Если в XVI в. в Казани было 3-4 мельницы, то в XVII в. их количество уже, очевидно, более 10.
  Основным центром торговли в городе продолжал оставаться Гостиный двор. Рядом тянулись, как и ранее, мясные, рыбные, кожевенные, обувные, хлебные, медные, железные и другие ряды. Отдельно стояли скотный и сенные рынки.
  Развитию городской торговли способствовали и правительственные указы. По этим указам представители нерусских народностей не имели права заниматься 'кузнечным и серебряным делом' и вообще производством металлических изделий. Царские указы повелевали, чтобы они 'топоры и косы и серпы и ножи' покупали в Казани. Крестьяне свои товары должны были продавать только после уплаты ясака и только в городском Гостином дворе оптовым торговцам-купцам, чтобы не допустить недобора ясачных денег. До 1686 года казанские татары не имели права участвовать в городской торговле. Лишь в том году слободские татары получили жалованную грамоту царя на беспрепятственную торговлю в городе, так как, объяснял указ, им денежного и хлебного жалования за их службу не платили. Казанские татары начали торговать в Гостином дворе и торговых рядах, имея свои лавки, прилавки и другие торговые точки.
  Таким образом, в XVII в. Казань, оставаясь по-прежнему военной крепостью, выступала и как крупный торгово-ремесленный центр края. Она все больше и больше стала связываться экономически с другими районами страны. Этому способствовало и то, что в XVII в. в Казанском крае были начаты разработки рудных богатств и развивалась металлургическая промышленность.
  В Казани в XVII в. появилась новая форма организации ремесленного производства - семейные кооперации и мастерские. Переписная книга 1646 г. свидетельствует: 'Федосейко Тарасьев кожевник с сыном с Ыгнашком да с пасынком с Сенькою Семеновым да с племянником 3. Гаврилком Остафьевым: у негож дворовых 5людей... да крепостных людей: Онкудинко Мелентьев да Гришка Кондратьев, да наймит Кузька Иванов сын устюжанин'. Ясно видно, что этот ремесленник использовал рабочую силу 11 человек. Книга фиксирует более 10 таких семейных коопераций.
  Старые торговые связи Казани с центральными районами страны и юго-востоком в XVII столетии еще более укрепились. Волжско-Камская магистраль, будучи важнейшей артерией зарождающегося всероссийского рынка, связала Казань со многими областями. Для таких крупных торговых центров РОССИИ, как Москва, Вологда, Холмогоры, Архангельск, Великий Устюг, Мангазея, Астрахань и Нижний Новгород, казанский рынок представлял собой важнейший торговый узел, снабжающий внутренний и внешний рынки не только воском и медом, хлебом и скотом, салом и мехами, но и продукцией ремесленников - кожами, свечами, мылом, железными и ювелирными изделиями и прочими товарами. В то же время Казань с ее краем являлась потребителем продукции России, Западной Европы, Средней Азии, Персии, Сибири и Китая. Например, через Великий Устюг казанцы везли большими партиями азиатский шелк в Архангельск, а оттуда привозили 'аглицкое сукно'. В торговле с азиатскими странами участвовали почти только казанские татары, а в торговле с северными районами заметное место занимали кариинские и варзинские татары, связанные с Казанью.
  Источники указывают на деятельность отдельных татарских купцов, имевших связи с дальними странами. Например, слободской татарин Маматов, отец и дед которого торговали с Бухарой, в 1643 году поехал в Сибирь 'своим товаришком торговать'. В 1646 г. туда же поехал торговать Шихмаметка Ширгалеев.
  О восточной торговле казанских татар свидетельствуют таможенные книги Тобольска и Тары.
  Иностранные свидетели Казань с ее округом ставят на одно из первых мест в торговых операциях России XVII в. Хлеб, пушнина, сало, воск, кожа и другие товары вывозили из Казани за границу через Архангельск. Тесные торговые связи имелись с Астраханью, откуда казанские купцы попадали в Закавказье, Персию и Среднюю Азию. Много купцов из этих стран приезжало и в Казань. Царские указы того времени восточным купцам разрешали торговать только в Астрахани и Казани. В Казани им запрещалои жить больше года, жениться, селиться среди слободских татар, чтобы 'не позматрива-ли и не проведывали'.
  Обширные торговые связи Казань имела с Москвой. Летом по Волге, зимой санными путями шли торговые караваны судов и обозы. Через Казань в торговые связи вовлекались все народы края.
  Основной внешнеторговой артерией города оставался водный путь. Крупные торговые корабли, достигнув земли Зилантова монастыря, перегружали товары на мелкосидящие суда, которые шли по Булаку к береговым амбарам. Монастырь собирал пошлину со всех торговцев, особенно много с тех, которые привозили соль и рыбу с верхней Волги v из Астрахани. Под кремлем находилась пристань, там же устраивались ярмарки для продажи и обмена товаров разных областей.
  Все это говорит о том, что в складывании и развитии всероссийского рынка значение Казани было велико.
  
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru