ENGLISH  Поиск по сайту   Пресса   Каталог сайтов РТ   Погода   Гостевая книга     Контакты   
Моя Казань - Республика Татарстан - KAZAN.WS Моя Казань - Республика Татарстан Герб портала Моя Казань
   Республика / История Казани / Казань в состав...

РЕСПУБЛИКА

 
Казань в составе Русского централизованного государства
Предпосылки присоединения
Накануне присоединения
Взятие Казани
Город и его население во второй половине XVI века
Борьба народных масс против социального и национального гнета
Казань во время классовой борьбы в России
Казань в XVII веке
Промышленность и торговля в XVIII веке в Казани
Просвещение и культура в XVIII веке
Развитие города и его население в XVIII веке.
Реклама
Сервисы
Создай свой сайт
  Игровой сервер
  Реклама на Kazan.Ws 
  Справочная информация
  Экономика и бизнес
  Общество
  Наука и образование
  Дом и семья
  Отдых и развлечения
  Культура и искусство
  Здоровье и спорт
  Услуги
Реклама
ГОС. УСТРОЙСТВО ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА
Страницы: 1 2
Казань во время классовой борьбы в России

  Развитием производительных сил, расширением своих экономических связей Казань была обязана самоотверженному труду городского трудового люда. Однако народные массы феодальной Казани обречены были на бесправное, нищенское существование. Классовый антагонизм обострялся в городе и крае по мере развития феодальных порядков.
  В XVI в. антинародная политика самодержавия вызвала хозяйственную разруху в стране, особенно в центре. Крестьяне из центральных районов бежали на север и восток страны. Это привело к увеличению населения и Казанского края.
  Царские власти, опасаясь грозных выступлений народных масс, время от времени требовали от казанских воевод 'не ожесточить', чрезмерно не отягощать налогами местные народы. Несмотря на это, бояре-воеводы и дети боярские после взятия Казани 'возжелаша богатства и начаша о кормлениях седети, а Казанское строение поотложиша'. В другом месте те же Никоновская летопись и Царственная книга указывали, что власть имущие в Казани ходили гордо и 'похвалялись' своей победой, требовали с населения всего, чего хотели, и думали только о своей корысти и богатстве.
  Хотя местному населению было обещано собирать ясак в старых размерах, воеводы начали нарушать это обещание. Сразу же после взятия Казани в разные стороны были направлены вооруженные отряды собирать ясак и провизии 'кормления'. Так, в начале 1553 г. выехали из Казани собирать ясак по Арской и Алатской дорогам дети боярские: А. Давыдов, Н. Глебов, Г. Зло-бин, Я. Остафьев и Ширяй Кобяков. В апреле того же года по тем же дорогам опять были посланы собирать ясак отряды М. Лихарева и И. Скуратова.
  Кроме того, местная администрация начала насильственную христианизацию населения. Летописи сообщают, что татар, 'которые не захотели креститься ...метали в воду', сажали в тюрьмы. Такие действия казанских наместников и воевод вызывали естественнное сопротивление народных масс края.
  Началась ожесточенная классовая борьба. Поднявшееся с конца 1552 года восстание продолжалось до 1558 года. Казань и Свияжск оказались в эти годы островками в бушующем море крестьянских выступлений. Повстанцы несколько раз разбивали отряды казанских и свияжских воевод, уничтожали отряды боярских детей, в том числе М. Лихарева и И. Скуратова, пленили свияжского воеводу Б. Салтыкова. Для подавления восстания крестьян у казанских воевод не хватило сил. Царское правительство вынуждено было посылать крупные войсковые силы из центра во главе с такими известными и крупными воеводами, как А. Курбский, Д. Адашев, И. Шереметьев, И. Мстиславский, Д. Юрьев, П. Морозов и др.
  Казань в эти грозные годы для царских войск служила опорной базой. Она же являлась местом казни пленных повстанцев. По поводу этих лет К. Маркс, который использовал труды русских историков, в своих 'Хронологических выписках' отметил: 'В продолжении 6 лет разрозненные отряды татар продолжали еще беспокоить Казанский край и границы русского государства до тех пор, пока воевода Иван Шереметьев во главе 30 000 человек окончательно не покорил эту страну и повсюду не нагнал страх вплоть до башкирских пределов...'
  После бурных событий 1552-1557 годов казанская администрация получает инструкции и указы относительно гибкого управления народами края. Однако феодальный и национально-религиозный гнет не только сохранился, но и усилился. Мурзы и мелкие феодалы местных народов, особенно те, которые выступали на стороне правительства в годы восстаний, и новые помещики стремились упрочить свое феодальное положение.
  Сильный гнет, голодные годы часто делали жизнь крестьян невыносимой. И тогда они поднимались на борьбу. Казанские воеводы в 1573 году опять седлали коней, чтобы идти карать восставшее горное и луговое население края. Воеводы из центра и Казани подавили восстание с большим трудом.
  В 1582 году опять вспыхнул 'общий бунт', который долго не могли усмирить казанские воеводы. И только после смерти Ивана IV в 1584 году крестьяне сложили оружие.
  В 1592 г. татарские и марийские крестьяне опять вышли из повиновения. Для подавления восстания казанские воеводы запросили помощь из центра.
  Классовые бои крестьян народов края с войсками феодалов не прекращались до конца XVI века. Жизнь в Казани, которая тогда являлась в первую очередь военной крепостью, протекала как в военном лагере.
  В период царствования Федора Ивановича религиозно-национальные притеснения усиливаются. В 1593 году указ царя требовал уничтожить все мечети, крещеных поселять отдельно от мусульман и вообще разъединить народы по вероисповеданию. Подлежали слому мечети и в Татарской слободе Казани, которые были поставлены 'близ посаду'. Крещеных татар из слободы должны были поселить отдельно от мусульман.
  Выступления крестьян в XVI в. подготовили участие народов Среднего Поволжья в первой Крестьянской войне начала XVII в. Она была вызвана противоречивыми процессами внутреннего развития России. Слабость центральной власти после смерти Ивана IV, возраставший аппетит польских и шведских феодалов привели к иностранной интервенции.
  В те годы Казань, как центр восточной части страны, оказалась в гуще одного из очагов Крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова. Движение крестьянских масс края носило не только социально-классовый, но и национально-освободительный характер. Пожалуй, впервые в этой войне крестьянские массы нерусских народов края выступили совместно с русскими
  крестьянами.
  Вокруг Казани полыхал один из активных очагов крестьянской войны. Выступления крестьян продолжались здесь с 1606 по 1611 год. В 1608 г. движением было охвачено все правобережье Волги, а в 1609 г. оно перекинулось на левый берег. Связь Казани с Нижним Новгородом и Москвой была прервана. По приказу местных властей из Казани отправлялись карательные отряды в разные стороны: в Тетюши, Свияжск, Козмодемьянск и другие городки. Часть татарских служилых города Казани находилась в составе правительственных войск. Они были мобилизованы против повстанцев. В то же время часть мелких феодалов, служилых людей участвовали в крестьянских выступлениях.
  Царь Василий Шуйский призывал казанцев, татар и других жителей Поволжья не присоединяться к повстанцам, не присягать Лжедмитрию, обещал им льготы. Но, когда Шуйский был низложен, боярское правительство призвало казанцев присягнуть сыну польского короля Сигизмунда Владиславу в качестве царя России.
  Часть казанских феодалов во главе с воеводой боярином Б. Бельским поддержали московское правительство, другие, руководимые ловким интриганом дьяком Н. Шульгиным, решительно выступили против признания Владислава царем. А некоторые казанцы присягнули
  Лжедмитрию II.
  После того как в Москве засели польско-литовские интервенты, освобождение страны от иностранных захватчиков стало первоочередной задачей' У народных масс Казанского края, с одной стороны, наблюдалось стремление включиться в борьбу за освобождение государства от польских феодалов, с другой - вспыхивали стихийные выступления против всяких поборов. Используя эти настроения и противоположные интересы, карьерист дьяк Шульгин организовал в Казани восстание против воеводы Бельского, ^о время которого сторонники Бельского были убиты, а сам он сброшен с кремлевской башни. Шульгин захватил всю полноту власти в Казани. Он начал развивать идею создания самостоятельного Казанского государства.
  Однако со всем русским народом, поднявшимся на борьбу с интервентами, выступило и многонациональное население Среднего Поволжья, в том числе часть казанцев. В 1611 году в Казань прибыли представители из Н. Новгорода и других городов с призывом послать казанских воинов в первое ополчение. Но воеводская казна была пуста.
  Когда администрация Казани в 1611 году пыталась собрать налог с ясачного населения, вспыхнуло новое восстание. Восставшие намеревались идти на Казань войною со стороны Высокой Горы и перебить феодалов, чиновников. За помощью и советами крестьяне обратились к татарам Казанской слободы, признавая их главенствующее значение в общем деле. Однако слободские татары Казани тогда не могли их поддержать, и выступление заглохло.
  Хотя подготовка отряда в первое ополчение задерживалась, казанский воевода Морозов с небольшими силами участвовал в освобождении Москвы. В дальнейшем, из-за сепаратных действий Шульгина, Казань и подвластные ей города заняли выжидательную и двойственную позицию. Решили, отмечает летописец, 'стояти... за Московское и за Казанское государство', и в то же время не предпринимать никаких действий до того, как какого 'бог даст на Московское государство государя'.
  Когда в Нижнем Новгороде Козьма Минин и Дмитрий Пожарский создавали второе народное ополчение, они послали за помощью в Казань Ивана Биркина. Бир-кин в Казани вошел в контакт с Шульгиным, и они нашли общий язык, не желая участвовать в общегосударственном деле. Однако под давлением населения они не могли полностью отстраниться от всенародного движения. Хотя и с опозданием, казанский отряд все же выступил. Отряд И. Биркина, дойдя до Ярославля, дальше с ополчением не пошел. Лишь 'татарский голова' Мясной и стрелецкий голова Неелов со своими отрядами из 'князей и мурз' и 150 стрельцами пошли освобождать Москву. В составе второго народного ополчения были казанские жители: и русские, и татары. Сохранились имена ополченцев казанца И. С. 'Ненашева, мурзы Клевлея Муралеева и др.
  По приказу Шульгина отряд Биркина вернулся в Казань, по пути разоряя и грабя местное население. Сторонники Шульгина посадили в тюрьму Мясного и Неелова, возвратившихся в Казань после освобождения Москвы. Михаила, избранного царем, Шульгин не признал, отказался от присяги. Скоро он был арестован, увезен в Москву и сослан в Сибирь.
  

  дальше>>

Страницы: 1 2
Люди нашего города
Я ищу

В городе В возрасте
от   до
Виды города
Казань: Вокзал
Погода в Казани
 
Курсы валют
 
Телепрограмма
 
 
Тесты online
 
Статистика
RIN.ru
Реклама
 Copyright © "Моя Казань" 2001-2008.
adv@mail.rin.ru